Крутим кубики и раскрываем акустические тайны помещения.
Малевич в начале прошлого века нарисовал (некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что просто залил краской) «Черный квадрат» и тем самым навсегда и для всех закрыл тему кубизма, поставив жирную — квадратную и черную — точку. Так и компания Bose решила довести тему маленькой акустики LifeStyle до логического завершения и создала систему Acoustimass 15 Series 3.
На рынке есть и Acoustimass 16 Series II, которая отличается от младшей модели наличием в комплекте еще одной колонки центрального сурраунда, однако и 15-ю серию можно апгрейдить, докупив спикер и провод к нему (такой комплект Bose любезно предоставляет всем желающим).
В упаковке Acoustimass 15 Series 3 мы находим пятерку аккуратно уложенных маленьких колонок, массу проводов и довольно-таки габаритный и тяжелый (20 кг!) сабвуфер. В пол смотрят целых три 133-миллиметровых динамика! Басовый модуль, кстати, внешне похож на системный блок компьютера, и у нас создается ощущение, будто надпись «Bose» на передней панели скрывает под собой кнопки Power и Reset. Однако выключателя питания нет вообще — разработчики посчитали его лишним.
Суть коммутации системы такова: оригинальным проводом соединяем акустические (силовые) выходы ресивера с блоком «саба», а оттуда, в свою очередь, идут кабели на все пять колонок. Любопытный факт: сателлиты будут работать, даже если не включать сабвуфер, то есть сигнал будет поступать к ним непосредственно с ресивера, но когда вы включаете блок, начинается дележка частот и появляется его величие бас.
Теперь мы подошли к самому главному — устройству малюток. Вся соль инженерной находки в том, что они состоят из двух кубов с округлыми задними панелями, которые вертятся друг относительно друга в горизонтальной плоскости. Исключение — колонка центрального канала: она представляет собой литой блок и даже лежит в отдельной коробочке с надписью «horizontal cube speaker».
Зачем же было делать акустику, в которой два идентичных широкополосных динамика смотрят в разные стороны? Все ради пользователя — и решения акустических проблем. Например, вы можете разместить фронтальные АС над телевизором, но сориентировать их так, чтобы звуковые волны сначала достигали ушей напрямую, а потом через стены, и тем самым увеличить ширину сцены.
Тот же эксперимент повторяем с тыловыми спикерами: один динами направляем на диван, где впоследствии мы и расположимся, а второй на стены и получаем саунд, подобный диполям. По идее, все это должно дать качественный окружающий звук, и при этом сохраняется возможность ручной настройки — не при помощи математических алгоритмов процессора в ресивере, а вживую, посредством изменения направленности колонок.
Головоломка
Столь широкий простор по части подстройки системы под помещение долго не давал нам покоя. Мы несколько дней старательно вертели эти колонки и так и сяк, передвигали, устанавливали их в разные углы и под разным углом. Единственная АС, спокойно пролежавшая все время тестирования, — центральный спикер, который в силу своей «некрутимости» никого вообще не волновал. Сей кубик Рубика решался с неделю, пока мы не остановились на той самой классической установке, что красиво нарисована в инструкции.
Однако по ходу экспериментов выяснилось, что можно добиться интересных эффектов, например необозримо расширить фронтальную сцену и одновременно сузить тыловую. Ощущение при просмотре непередаваемое — кажется, будто тебя сейчас сзади по голове ударят и ты упадешь в пропасть, разверзшуюся в шаге перед тобой. Шутки шутками, но и акустические особенности помещения можно подправить, направляя как бы «лучи» на особенно хорошо отражающие (или, наоборот, глушащие) участки стен и предметы меблировки. Иначе говоря, тут и лекарство от плохих комнат, и средство развлечения для киноманов.
Теперь расскажем об объективных характеристиках звука. Начнем с низов. Сабвуфер не подкачал. Наоборот, он моментально накачивает комнату сильным и плотным басом. На его корпусе расположены регуляторы громкости и частотного среза, которые, несмотря на свой игрушечный вид, позволяют довольно тщательно настроить низкочастотник под комнату.
Конечно, от восьмисантиметровых кубиков сложно ждать аудиофильского саунда. И речи нет о роскошной микродинамике или суперлинейной частотной характеристике, однако для своего уровня система играет достойно. По крайней мере, даже музыкальные стереофонограммы она подает так, что мейнстрим, поп и рок звучат эмоционально и красиво. Способствуют достижению хорошего результата и качественные верха, к тому же они мягкие и чистые, что очень редко встречается в системах, предназначенных для кинотеатральных задач.
Единственное, что вызывает возражение, — низкая середина, но это, в общем-то, вполне объяснимо. Маленькие сателлиты не способны отыгрывать эти частоты, а «саб» стоит в одном месте, хотя мы-то уже слышим, откуда исходит звук (напомним, что источник совсем низких басов ухо уловить не в состоянии), из-за чего и возникает ощущение легкой зажатости, отсутствия пространства в этом диапазоне. Зато в остальном спектре звук обволакивает слушателя со всех сторон.
Тяни тыл
Прокладывание проводов для тыловых каналов — это всегда некий компромисс между желанием сохранить порядок в комнате и необходимостью их протянуть. Поэтому нам понравилось, что свой комплект кабелей для тыла Bose изначально скрепила в одну жилу, которую можно разделить на две части, а можно и аккуратно провести с одной стороны и уже около задней стены разделить поканально. Удобно и эстетично.
Вывод
Плюсы: качественное звучание, широкие возможности оптимизации акустики помещения, мощный сабвуфер.
Минусы: зажатость в низкой середине, высокая цена в Медиа Маркт.