Стремительное развитие информационных технологий обязывает AV-ресивер уметь так много, что руководство для его пользователя уже соперничает по объему с «Властелином колец». Не теряется ли под спудом функций главное — качество звучания?
Флагманский представитель новой линейки IN-Command имеет на редкость опрятный фасад: здесь только пара поворотных рукояток, симметрично размещенных относительно 3-строчного флуоресцентного дисплея.
Секрет прост — под дисплеем находится откидывающаяся дверца, за которой скрыто большинство органов управления. Они свидетельствуют о широчайших возможностях ресивера. В частности, клавиши выбора источников для второй и третьей зоны говорят о том, что он позволяет обеспечить раздельными аудио- и видеосигналом два помещения, кроме основного. Видео на вторую зону передается даже по HDMI (помимо двух синхронно работающих выходов, предусмотрен третий, на который сигнал можно подать с любого HDMI-входа, в том числе и фронтального).
Через порт USB цифровые аудиоданные считываются не только с флешки или HDD-накопителя (они должны быть форматированы как FAT16 или FAT32), но и с iPod/iPhone. Распознаются MP3/WMA и WAV/FLAC, но с частотой дискретизации не больше 48 кГц для WAV и 96 кГц для FLAC. Впрочем, к моменту выхода журнала ожидается прошивка, позволяющая читать данные 24/192. Из файлов с визуальной информацией поддерживаются лишь JPEG.
Для «сжатых» записей предусмотрен режим Restore, восстанавливающий данные, потерянные при аудиокомпрессии. Справа от кольца клавиш для работы с меню, выводимого как на дисплей (его яркость, кстати говоря, можно изменить), так и на монитор (только по HDMI), расположены кнопки Quick Select прямого доступа к занесенным в память ресивера настройкам для четырех источников. Ниже находится классический AV-вход с коммутацией композитного видео, а также гнездо штатного измерительного микрофона системы автокалибровки Audyssey новейшего поколения, учитывающей максимум особенностей вашей аудиосистемы.
И выявляется парадоксальный факт: для правильного учета всех нюансов ей нужно задать так много параметров, что автоматическая вроде бы процедура превращается в кропотливую ручную настройку. Впрочем, ее заметно упрощает функция Setup Assistant, позволяющая провести инсталляцию в режиме интервью (нужно ответить на последовательность вопросов). На 6,3-мм разъем для подключения наушников подается 2-канальный сигнал, но как он образуется из многоканального — неясно, поскольку «телефонного» DSP-режима типа Dolby Headphone мы не обнаружили. DSP-режимов вообще немного — всего пять.
Разумеется, это лишь верхушка айсберга: есть множество опций, соответствующих особенностям записи (числу каналов, кодеку и т.п.), а также эквализация по фирменным алгоритмам Audyssey. Наконец, для каждого канала предусмотрен 9-полосный графический эквалайзер. Имеются общие регуляторы тембра и возможность синхронизировать видео- и аудиосигнал. Кроме того, предусмотрены режимы Direct (отключается всякая обработка) и Pure Direct (обесточиваются дисплей и видеоцепи, полоса пропускания аудио-тракта расширяется до 96 кГц).
Регулируется шесть параметров изображения (вплоть до четкости контуров объекта). Мало того, штатный видеопроцессор способен довести разрешение сигнала до 4К (3840×2160)!
Не обделен ресивер и сетевыми функциями. Помимо FM-тюнера, есть возможность принимать интернет-радиостанции — предусмотрен доступ к сервисам vTuner и Last.fm (а также к фотогалерее Flier). Можно составлять списки любимых станций и осуществлять поиск по ключевому слову. По протоколу DLNA ресивер принимает потоковое аудио с компьютера или NAS-сервера.
Можно даже организовать слайд-шоу, т.е. воспроизводить статические картинки под музыку. Наконец, музыка с iPod/iPhone принимается по беспроводному интерфейсу AirPlay. Ресивер способен включать/выключать два других компонента (при помощи двух выходов релейного сигнала 12 В), а также подчиняться командам с внешнего ИК-приемника или смартфона, на который установлено специальное бесплатное приложение.
Теперь попробуем перейти к вопросу, поставленному в начале статьи: как столь солидный и разнообразный функциональный набор отразился на звучании? Краткий ответ уложится в одно слово «неоднозначно». Экзамен на воспроизведение стереофонических записей аппарат выдержал на отлично.
Во-первых, качество звучания сигнала с CD-проигрывателя, подключенного по аналоговой и по цифровой шине, практически одинаково (бортовой РСМ-декодер функционирует превосходно).
Во-вторых, выходная мощность и коэффициент демпфирования таковы, что позволяют использовать как фронтальную акустику практически любые громкоговорители. Образы музыкальных инструментов отлично локализуются — независимо от того, звуки какой частоты в них преобладают. Иными словами, контрабас на аудиосцене располагается так же четко, как и, скажем, перкуссия. Иное дело — многоканальный саундтрек.
Работая на пять «напольников», ресивер при воспроизведении наиболее динамичных сцен не всегда способен нарисовать точную траекторию движения звукового объекта. В связи с этим мы советуем нагружать аппарат на полнодиапазонные АС только во фронтальных каналах (левый, центр, правый), а на тыл устанавливать небольшие полочные колонки.
Различия в тональном балансе такого комплекта с успехом устранит система калибровки Audyssey, и вы получите систему, способную эффективно работать как с музыкой, так и с блокбастерами.
Цена Denon AVR-3313 – 60 000 руб.