Наши отечественные ритейлеры активно проводят экспансию в европейские страны, при этом прогнозируется, что такие темпы их внедрения позволят им диктовать формат развития всей отрасли розничной торговли Европы. Об этом заявил Михаил Кокорич, гендиректор Группы Компаний «Даурия» и собственник сети магазинов «Техносила».
Прогнозировать будущее можно всегда только с определенной долей вероятности, заявил Михаил Кокорич, — так как не всегда происходит то, что задумано. Но есть все основания полагать, что в ближайшие 10 лет ведущие страны Европы, в том числе РФ, Германия, Англия и Франция, будут создавать стандарты розничной торговли этой части мира.
«Техносила» сегодня полностью принадлежит Группе Компаний «Даурия» и к предыдущему собственнику никакого отношения не имеет. Вместе с сетью магазинов в Группу Компаний пришла и часть акций МДД – одного из самых влиятельных ретейлеров Европы.
ООО «Техносила» в феврале было признано банкротом в Арбитражном суде г. Москва. У этой компании общая задолженность составила 11 300 000 000 рублей, которые были взяты у 11 кредиторов.
Развитие ситуации вокруг компании-банкрота практически не сказывается на сети магазинов «Техносила», а банки, дающие кредиты для ГК «Даурия», в курсе всех событий процесса банкротства, поэтому никаких претензий иметь к новому владельцу не могут, да и не хотят. Однажды лишь инвестор из стран Азии попросил посмотреть на школьный аттестат Михаила Кокорича и удовлетворенно ответил, что этот человек к хорошим делам стремиться с раннего детства.
Гендиректор ГК «Даурия» вкратце объяснил о связи «Техносила» и возглавляемой им Группы Компаний. По его словам, активы, ранее принадлежавшие ГК СВ, не являются собственностью ГК «Даурия». Новый владелец выкупил за «живые» деньги исключительно товары, а также подписал договор об использование торговой марки. Иных активов «Техносилы» у ГК «Даурия» нет.
По мнению Кокорича, мы сегодня являемся свидетелями ситуации, которая уникальна по своей природе: никто не ожидал, что в России сформируется рынок розничной торговли электроникой и бытовой техникой исключительно отечественными сетями. Были предположения, что к нам придут европейские гиганты вроде Медиа Маркт и заберут всю нишу, но этого не случилось. Более того, у национальных ритейлеров есть шанс захватить не только ближайших соседей – Россию, Казахстан и т.д., но и всю Восточную Европу.
Появление новых и сильных игроков на российском рынке розничной торговли бытовыми приборами не ожидается. Региональные компании, сильные в своей нише – есть, но такие компании не конкуренты «Техносиле», и их судьба определится либо вытеснением с рынка, либо поглощением.
Сегодня Россия еще импортирует форматы розничной торговли у других стран, говорит Антон Гуськов, эксперт РАТЭК (Российская Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники). В это время европейские страны активно поглощают интернет пространство для торговли, а Россия пока что в этом вопросе существенно отстает, пытаясь унаследовать из Европы то, что их ритейлеры уже развивают мало. Причин этому много, но главная, по мнению Гуськова, это слабые в экономическом плане регионы РФ.
Европа через Интернет в 2011 году продаст товаров на 18% больше, чем в 2010. Об этом заявляет Британский Центр изучения торговли. Обычный житель Европы за год оставит в интернет-магазинах не менее €1 226, а суммарный оборот денежных средств онлайн будет порядка €202 860 000 000, €192 000 000 000 из которых придутся на США.
Анализ ситуации на отечественном рынке электроники и бытовой техники за 2010 год показывает, что рынок в целом развивается в России быстрее, чем в мире вообще. Исходя из данных РАТЭК, прирост оборота денежных средств в пределах РФ не менее $13 700 000 000, что в процентном отношении составляет около 14% годовых. Прибыль 2010 не сравнялась еще с прибылью 2008 года, но тенденции роста есть.