Skip to content

Цифровые книги. Часть 1


Цифровые книги. Часть 1

Книгоиздатели в панике, владельцы розничных книжных магазинов в шоке. Население планеты все менее заинтересовано в традиционных газетах, журналах и книгах.

Электронные средства коммуникаций вытеснили личные письма в бумажных конвертах, заполненные трогательными откровениями дневники-молескины и непременное (еще каких-то два-три десятилетия назад) чтение детям перед сном. Неужели тотальная оцифровка всех сфер человеческого общения приведет в скором итоге к полному забвению книжной культуры?

Безбумажные факты

Россия давно утратила статус «самой читающей страны мира». Еще в 2005 г., согласно исследованию NOP World (одной из ведущих мировых компаний — аналитиков книжного рынка), наша страна располагалась в глобальном рейтинге на седьмой позиции — с показателем 7,1 ч чтения в неделю. Верхние же ступени читающего пьедестала заняли Индия (10,7 ч), Таиланд (9,4 ч) и Китай (8,о ч). Жители Европы и Америки, как видим, далеко не так привержены чтению, как население Юго-Восточной Азии.

Но все же именно США и Западная Европа, где в основном проживает пресловутый «золотой миллиард», играют ведущую роль в деле развития мирового книжного рынка. Как традиционного, печатного, так, в особенности, и цифрового, который не слишком давно заявил о себе в полный голос.

И пусть коммерческое обращение электронных текстов насчитывает в лучшем случае пару десятилетий, рыночные тенденции явственно демонстрируют: будущее — именно за этой формой представления книг (а также журналов, газет и прочей продукции, традиционно называемой «печатной»).

Переломный момент здесь пришелся на конец прошлого — начало нынешнего года. В феврале 2011 г., по свидетельству Ассоциации американских издателей, выручка от продажи электронных книг в США составила 90,3 млн. долл. (это почти на 170% выше аналогичного показателя 2010 г.), тогда как продажи книг в мягких обложках принесли всего 81,2 млн. долл. (на 25% меньше, чем в том же месяце 2010-го). Выходит, в Америке оцифрованное слово уже весомее печатного — как минимум, с точки зрения издателей.

Российская книжная палата также приводит не самые утешительные для поклонников «неповторимого запаха книги» данные: в 2010 г. у нас было выпущено около 122 тыс. наименований книг — на 4,6% меньше, чем годом ранее. Если же подсчитывать не заголовки, а общий тираж, то его падение составило за год почти 10% — он сократился до 654 млн. экземпляров. Общий объем отечественного книжного рынка в гон г. составит, по разным оценкам, от 58 до 68 млрд. руб.

Не вызывает уже сомнения, что участь бумажных изданий предрешена. Если в отношении художественной литературы (и уж тем более красочных альбомов и подарочных изданий) можно выдвигать хоть сколько-нибудь обоснованные аргументы об эстетической ценности и незаменимости бумаги, то периодику и учебные пособия, безусловно, в ближайшем будущем ожидает окончательная и бесповоротная оцифровка. Так, под личным надзором американского президента Обамы исполняется сейчас федеральная программа замены бумажных учебников во всех учебных заведениях государственного подчинения на электронные (общий объем финансирования программы — около 4,5 млрд. долл.).

Отечественные наноинновации пока не слишком уверенно захватывают образовательный сектор, так что вряд ли стоит ожидать в ближайшее время включения аналогичного проекта в рамки федеральной целевой программы «Образование». Тем не менее растущий российский рынок электронных «читалок» показывает: даже седьмая в мировом рейтинге приверженности чтению страна все увереннее осваивает новейшие, цифровые, технологии этого самого чтения.

Носители, которые мы выбираем

Как показывает исследование, проведенное компанией SmartMarketing, объем продаж устройств для чтения электронных книг на российском рынке составил в прошлом году 539 тыс. штук (с учетом всех типов и категорий, включая «читалки» с экранами на базе «электронных чернил» и с ЖК-дисплеями), — на 285% больше соответствующего показателя 2009 г. Особое внимание покупателей стали привлекать как раз «читалки» с ЖК-экранами (и зачастую весьма разнообразными дополнительными функциями), на долю которых по итогам года пришлось 11,26%.

Отметим, что е Ink и ЖК не просто характеризуют различные варианты чисто технического исполнения экранов «читалок», но, скорее, определяют принципиально разные сценарии их использования. Традиционные для рынка этих устройств модели с е Ink ориентируются именно на отображение книжного (журнального, газетного) контента — и почти ни на что более. Даже весьма выдающиеся по коммуникационным возможностям «читалки» Amazon Kindle, имеющие и QWERTY-клавиатуру, и встроенный модуль беспроводной связи, позиционируются прежде всего в качестве терминалов для доставки оцифрованного статичного контента: текстов, а также монохромных рисунков и схем.

Такая ситуация обусловлена особенностями технологии е Ink, а именно значительным временем реакции пиксела на дисплее такого типа, в лучшем случае составляющим 0,1-0,2 с. «Электронные чернила» отлично подходят для «читалок», владельцы которых настроены на длительное вдумчивое чтение. Показатели контрастности и яркости, близкие к таковым для печатного текста на традиционной бумаге, плюс возможность сохранять текущее состояние экрана чуть ли не вечно, почти не затрачивая на это энергию, — эти характеристики четко определяют аудиторию покупателей электронных «читалок» на базе е Ink. Более того, в глазах такой аудитории заметные цены на востребованный ими продукт (а экраны на «электронных чернилах» и сегодня довольно дороги) выглядят вполне оправданными.

Совершенно другое дело «читалки» с ЖК-дисплеями. Безусловные достоинства ЖК-дисплея — широкий цветовой охват (он определяется даже не столько возможностями ЖК-мат-рицы, сколько мощностью видеоконтроллера) и минимальное время реакции пиксела. Считать ли самосвечение ЖК-экрана плюсом или минусом — это уже вопрос личных предпочтений. Тем, кто привык ежесуточно проводить над бумажной книгой по несколько часов, все же лучше подойдут «читалки» с дисплеями е Ink.

Более динамичные во всех отношениях читатели предпочтут устройства с ЖК-дисплеями не только из-за их дешевизны, но и из соображений разнообразия в применении. Цветной дисплей с малым временем отклика пиксела позволит адекватно воспроизвести как текст, так и красочную статическую картинку, анимацию и видео. На ЖК-экране и несложную игру запустить удастся, и Web-браузер открыть.

Не случайно ведь со второй половины 2010 г. на рынке возник столь значимый интерес к «конвергентным электронным книгам» — моделям вроде PocketBook IQ 701, которые по фактической функциональности вполне сопоставимы с планшетными компьютерами. Действительно, если устройство в формфакторе «дисплей с узкой рамкой» содержит модуль беспроводной связи, процессор и ОС с возможностью установки приложений, но при этом позиционируется как «читалка», — где провести грань между ним и недорогим планшетом?

Читать — всегда? Читать — везде?

Да и сами планшеты в значительной мере выполняют функции электронных «читалок»: служат терминалами для отображения закачанных бесплатно или же честно приобретенных газет, журналов и книг. Тот прорыв на рынке цифрового распространения «печатной» продукции, свидетелями которого мы являемся сейчас и который, в свою очередь, подхлестывает продажи специализированных «читалок», просто не состоялся бы, если бы не Apple iPad и спровоцированный им ажиотаж вокруг персональных планшетных компьютеров.

Рынок «читалок» как таковых развивается уже несколько лет, однако до недавних пор они оставались для большинства потенциальных потребителей узкоспециализированными устройствами, действительно необходимыми лишь тем, кто любит (или вынужден) много и постоянно читать. А чтением, как мы уже отмечали, «золотой миллиард» не слишком привык утруждать себя в наше время. Все переменилось, едва широкая публика накоротке познакомилась с планшетными компьютерами. В числе приложений, специально созданных для iPad, было как минимум одно, о котором упоминали практически все первые обозреватели планшета. А именно — интерактивное цифровое издание кэр-ролловской «Алисы в Стране Чудес», которое отличается не просто цветными, но «живыми» иллюстрациями.

Пузырек с надписью «Выпей меня» перекатывается вдоль рамки экрана при его повороте; говорящие цветы в чудесном саду расступаются перед нарисованной Алисой; Бармаглот добросовестно пылкает. Идеальное, пожалуй, представление детской книги — как раз для современных, свободно ощущающих себя в цифровом мире, детей. Понятно, что такого рода интерактивные книги — товар штучный, нацеленный на узкую аудиторию.

Пожалуй, можно предсказать успешное развитие и других «цифровых книжных» жанров, таких как интерактивный учебник (где скучные схемы с блоками и клиньями из раздела «Механика» превращаются в увлекательные головоломки в духе Incredible Machine), журнал мод (почему бы не сфотографировать себя Web-камерой планшета и не примерить представленные наряды именно к своим лицу и фигуре?), интерактивная новелла (в ходе повествования читатель, ассоциируя себя с главным героем, делает один из возможных выборов, и далее на экран выводится текст, описывающий соответствующее развитие событий — вплоть до следующей развилки).

Но и в отсутствие широкого распространения этих новых жанров электронные книги дают в наши дни уверенную фору бумажным.

Аналитики сходятся во мнении, что объем американского рынка продаж книг в электронном формате в США за прошлый год можно с достаточной точностью оценить в 1 млрд. долл. Это ошеломляющая победа над бумажными изданиями, особенно если учесть, что в среднем книга в мягкой обложке обходится покупателю в США в 25 долл., а электронная ее версия — всего в 10.

Отечественный рынок демонстрирует в этом отношении еще более внушительный разрыв: крупнейший наш онлайновый магазин «Озон» предлагает бумажные книги в среднем за 350 руб. (плюс 200 руб. за доставку), тогда как типичная цена электронной книги для скачивания — 70 руб. В России, кстати, совокупные продажи цифровых версий книг достигли в прошлом году 2 млн. долл. — втрое больше, чем в 2009-м. Пока — всего-то примерно 1% от общего оборота литературной розницы. Но — именно пока.

Огромный ассортимент ридеров всегда доступен в магазинах сети М Видео.