Skip to content

История компании Sony. Часть 1


Масару Ибука Эта история началась в прошлом веке, когда 11 апреля 1908 года в японском городе Никко на свет появился Масару Ибука. Получив в положенное время аттестат зрелости, Ибука поступил на учебу в Школу инженерного искусства при токийском Университете Васеда. Однокурсники считали Ибуку гением, поскольку тот просто фонтанировал оригинальными идеями. Свои первые патенты Масару защитил еще будучи студентом. Потом в жизни Ибуки была дипломная работа, которая была признана изобретением и даже получила приз на Всемирной выставке в Париже.

Юный изобретатель тут же получил приглашение от компании, производящей светочувствительные материалы. Увлекшись оптикой и электроникой, к началу Второй мировой войны Ибука основал собственную компанию, которая занималась разработкой систем термического наведения и устройств ночного видения по заказу военного ведомства Японии. В офисе «Компании точных инструментов Японии» в городке Йокосуко Ибука и его помощники конструировали приборы на основе инфракрасных датчиков, разработанных самим Масару.

В 1944 году стало ясно, что Япония войну проигрывает. Страна стремительно нищала. Жить было невыносимо тяжело — не хватало самого элементарного. Молодежь без разбору призывалась на службу в армию. Под ружье отправлялись молодые специалисты, без которых развитие наукоемких исследований становилось невозможным. Тем не менее военная верхушка страны заваливала оборонную промышленность заказами. И Масару Ибука обратился к военному ведомству с просьбой направить к нему выпускников японских университетов, чтобы он мог отобрать из них перспективных инженеров.

Осенью 1944 года в Йокосуко приехал молодой выпускник Императорского университета в Осаке Акио Морита. Он был не один, но из всех кандидатов Ибука выбрал именно его. Почему? Потому что Акио был очень легким в общении человеком. И, что крайне существенно, обладал неординарным мышлением. Если Ибука считался гениальным инженером, то Морита стал выдающимся организатором и главным стратегом компании, о которой в 1944 году еще никто и не помышлял.

История компании Sony

Что напоминает эта история? Содружество Возняка и Джобса, основателей компании Apple? Не только — подобных примеров можно привести великое множество. Но история Sony одна из самых впечатляющих — хотя бы потому, что дружба Ибуки и Мориты продлилась долгие десятилетия до глубокой старости сооснователей компании, до последнего их дыхания. Они ничего не делили. Они — работали.

В 1945 году война закончилась. Заказы от авиационного ведомства иссякли. Компания Ибуки разорилась.

Акио Морита появился на свет 26 января 1921 года в Нагое в семье потомственных винокуров, на протяжении многих поколений занимавшихся выгонкой сакэ — национальной японской водки. Та же судьба — винокура — ждала и Акио. Но мальчик с детства интересовался точными науками. И Морита-старший, обрадованный школьными успехами сына, решил не препятствовать его желаниям — благо семья была зажиточной и могла себе позволить выучить наследника по всем правилам.

Учился Морита блестяще. Собственно, благодаря своим успехам он и попал в поле зрения Ибуки. Их разделяли всего пять лет и… целое поколение. Сверстники Масару руководили техническими отделами корпораций и воинскими подразделениями. Сверстники Акио садились за штурвалы самолетов и вели в атаку роты солдат. Оба были офицерами японской армии. И оба, к великому счастью, сторонились политики — насколько это было возможно для офицеров того времени.

После закрытия компании Ибука устроился в ремонтную мастерскую чинить нагревательные и осветительные приборы. Морита стал преподавателем Токийского технологического института, однако проработал там недолго. Оккупационные власти сочли, что бывшие офицеры не имеют права заниматься педагогической деятельностью. И Акио снова остался без работы.

Они встретились в самом начале мая 1946 года возле небольшого токийского ресторанчика. Оба были голодны. И у обоих не оказалось при себе денег, чтобы нормально пообедать. Обрадовались встрече. Поговорили. И у одного из них (сейчас трудно сказать, у кого именно) возникла идея… начать все сначала. Легкие на подъем (а что терять людям, у которых ничего нет?), друзья решили арендовать помещение на втором этаже токийского магазина готовой одежды. Здание сильно пострадало от бомбардировок. И хозяева магазина не стали задирать цену аренды — рассчитывая, что новые постояльцы проведут ремонт своими силами.

7 мая 1946 года, спустя всего несколько дней после судьбоносной встречи, «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса», или «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», начала свою работу. В составе компании было всего два десятка человек — Морита и Ибука пригласили старых друзей из «Компании точных инструментов», которой когда-то руководил Масару. Первой продукцией новой фирмы стали простейшие электроприборы — обогреватели, жаровни, вольтметры.

Три года ушло на то, чтобы «обрасти мясом». Компания Ибуки-Мориты начала с уставного капитала в $375. Для того чтобы набрать такие деньги, Акио попросил отца ссудить ему необходимую сумму. Отец, который в финансовом плане от войны почти не пострадал (водка — ходовой товар и в войну, и в мирное время), согласился. Масару просто поскреб по сусекам и распродал часть своего имущества. Короче, денег набрали… А отдавали долг тяжело.

История компании Sony

Компаньоны никак не могли просчитать спрос — напасть на «свою грядку». Прозрение наступило в 1949 году. Морита с ведома Ибуки купил американский магнитофон. Эта покупка была оправдана по двум причинам. Акио всю жизнь увлекался классической музыкой и собирал записи симфонических оркестров мира. А еще он решил, что проволока в качестве носителя в магнитофонах того времени крайне ненадежный, дорогой и неудобный материал. В том же 1949 году компания разработала и приступила к выпуску нового магнитного носителя для звукозаписи -магнитной ленты. Любопытно, что в первых образцах ленты в качестве подложки использовался не лавсан, как было позже, а… плотная бумага, которая нарезалась длинными ленточками, склеивалась и покрывалась эмульсией.

Выпустив ленту, Морита задумался и о выпуске магнитофона к ней. И в 1950 году в дополнение к магнитной ленте Soni-Tape (именно так, с буквой «\» в первом слове) был выпущен аппарат G-Type, монстроподобный по современным меркам катушечный магнитофон весом в… 50 килограммов. И это был настоящий прорыв. Компанию заметили. До того момента подобная техника выпускалась только американцами, использовавшими разработки немцев, вывезенные из потерпевшей поражение в войне Германии.

У компании Мориты-Ибуки появились деньги. Акио настоял на том, чтобы первый серьезный капитал был вложен в приобретение у «Вестерн Электрик», американской электротехнической фирмы, лицензии на производство новейших полупроводниковых приборов — транзисторов. Акио торопился — в начале 1954 года на американский рынок был выпущен первый в мире транзисторный радиоприемник TR-1. Спустя очень короткое время в лаборатории «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса» появился первый опытный образец собственного транзисторного радио. Это произошло в мае 1954 года.

История компании Sony

Чуть позже в магазинах появились японские «транзисторы» (так тогда называли транзисторные приемники, название закрепилось и распространилось по всему миру). Торговая марка была выбрана с прицелом на американский прототип — TR-2. А уже спустя год был выпущен приемник TR-55, который превратил Ибуку и Мориту в миллионеров…

Любопытно, что изобретатели транзисторов и их первые производители даже не помышляли использовать полупроводниковые приборы в потребительской электронике. Все партии транзисторов направлялись на производство военной техники. Морита и его компаньон нашли транзистору мирное применение.

И не просчитались. В 1960-м году компания выпустила первый портативный телевизор на транзисторах и с ЭЛТ диагональю в восемь дюймов. В 1965 году в производство пошел первый видеомагнитофон. В 1968 году — первый цветной телевизор. И это была уже компания Sony.

История названия корпорации складывалась не так уж и просто. К 1958 году, на который Ибука и Морита задумали главный прорыв — на американский рынок, стало ясно, что название «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса» для американцев не годится категорически. Не подходит и японское сокращение Totsuko, которое на родине уже обрело известность. В конце концов было придумано несуществующее слово Sony, которое имело массу не противоречащих сути смыслов — от «звука» до «солнечного сынка». В 1958 году компания сменила имя.

И с тех пор оно остается на слуху. Сегодня Sony — синоним качества, инноваций, высокого стиля в высокотехнологичных областях. В послевоенном мире рынок США всегда был главным. И Морита, талантливый менеджер, прекрасно понимал, что успех его компании связан именно с Америкой.

Удастся проникнуть на американский рынок и закрепиться на нем — компания получит карт-бланш в своем развитии на десятилетия. В 1952 году Морита впервые в жизни приехал в США. Его целью было посещение радиотехнических компаний, выпускавших магнитофоны. Заодно Акио решил разузнать, как применяется магнитофон в быту и деловой деятельности американцев.

Из этой поездки он и привез патент на производство транзисторов… В 1963 году Sony разместила ценные бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже, оказавшись первой японской компанией, вышедшей на американский рынок акций. В том же году под предлогом продвижения акций и закрепления позиций Sony Морита с семьей переехал в Нью-Йорк. Поселившись на Пятой авеню, Акио стал усиленно изучать устройство американского бизнеса. И эта работа не пропала втуне — благодаря Морите компания Sony претерпела глубокую модернизацию. И стала ко всему прочему первой японской компанией, в которой были использованы американские принципы демократического управления.

Sony во многом необычная для Японии корпорация. При жизни Ибуки и Мориты здесь никогда не обращали внимания на оценки выпускников университетов. Набирая персонал, Морита откладывал в сторону диплом и затевал с претендентом разговор, иногда на совершенно отвлеченные темы. Результат? В 1956 году после такого разговора «ни о чем» Морита пригласил в компанию Рэйону Эсаки, ставшего впоследствии лауреатом Нобелевской премии по физике. Это самый яркий пример прозорливости Мориты. А сколько таких примеров еще было — не счесть.

Ибука и Морита прожили долгую и насыщенную событиями жизнь. Сумели сохранить дружеские отношения — несмотря на многомиллионные состояния. Большие деньги обычно плохо сказываются на личных отношениях, но это не тот случай. Деньги для Ибуки и Мориты были на десятом месте. А на первом — дело, которому они отдали всю жизнь… Общие слова? Нет, правда. Когда человек трудится с радостью и полной самоотдачей, дорогие машины и золотые побрякушки теряют смысл. Судьбы Масару Ибуки и Акио Мориты — убедительное тому доказательство.

Продолжение следует …