Когда мы создаем стереосистему, то покупаем источник, акустику и, конечно, усилитель. Если же строим домашний театр, то приобретаем комплект «в одной коробке» либо берем приличный ресивер, DVD-проигрыватель, сабвуфер и как минимум пять колонок. Однако с развитием домашнего кино на рынке появились многоканальные усилители мощности. Для чего же они нужны?
Разделяй и властвуй
Многоканальные усилители родились с появлением звукового формата AC-3, известного больше как Dolby Digital, в середине 90-х годов. Тому были разные причины. Кто-то со временем стал осознавать, что маломощные ресиверы не способны дать нужное качество звука и им в первую очередь необходим дополнительный запас мощности, что особенно актуально в комнатах большого объема.
Другие же следовали моде — иметь систему из раздельных компонентов считается престижным, да и звучание получается на порядок выше. В отдельных блоках больше места для того, чтобы разместить там самые хорошие, массивные узлы, и, естественно, они предоставляют более широкое поле для инженеров, которые могут позволить себе серьезные решения. Ведь в ресивер с маленьким корпусом не втиснешь достаточный набор высококлассной начинки, а делать такое устройство огромным, неподъемным и неуклюжим как-то не современно.
Не стоит забывать и то, что многие компании при изготовлении модульной аппаратуры высокого уровня используют свои собственные уникальные разработки. Потому покупатель вправе выбрать, например, AV-процессор у того производителя, у которого, по его мнению, он лучший, а многоканальный мощник — у другого. Как правило, большинство таких приборов имеют одинаковые интерфейсы и не конфликтуют друг с другом, зачастую такое «смешение крови» даже на пользу конечному результату.
Техника
Естественно, за исключением некоторых конструктивных особенностей стереофонические и многоканальные усилители — это, по сути, одно и то же. Поэтому сначала напомним о классах.
Обычно используются следующие: A, D и AB. Первый — наиболее качественный и самый дорогой. Аппарат этого класса выдает на выходе крайне чистый сигнал, практически свободный от искажений. Транзисторы усилителя во время работы никогда не закрываются, то есть каждый из них усиливает отрицательные и положительные полуволны сигнала. Кстати, это и есть понятие однотактного усилителя в его исконном виде. Главная проблема класса A, подобно его стоимости, — потребление энергии: ему требуется немало электричества, при этом КПД составляет всего-то порядка 30 %.
В усилителе класса B каждый транзистор усиливает свою «половинку» сигнала, и пока один работает, другой «отдыхает». Когда же сигнал не поступает, оба транзистора находятся в закрытом состоянии.
В чистом виде в качественной технике он практически не встречается и чаще всего выглядит как AB. Это означает, что на малых токах компонент работает в классе A, а когда вы повышаете мощность, то он переходит в класс B. Тем самым значительно повышается КПД (до 70 °%) и уменьшается энергопотребление, а качество, в общем-то, остается на достойном уровне.
Класс D — это импульсный усилитель, отчего сейчас его уже называют «цифровым». В нем «цифра» фактически руководит блоком питания, который в зависимости от сигнала отдает нужное количество тока (импульс). На первый взгляд все выглядит красиво, только вот на высоких частотах, где импульсы становятся невообразимо короткими, у цифровых усилителей пока что бывают проблемы, хотя в последнее время их уже практически решили за счет, можно сказать, динамического управления.
Тут стоит вспомнить, что для усилителя очень важна чистота электрического сигнала. Ведь транзистор представляет собой этакий преобразователь сопротивления, то есть на одну ножку (базу) он принимает сигнал с источника, на вторую (эмиттер) — ток, а на выходе третьей ножки как раз и получается усиленный сигнал. Вот и представьте себе, что на эмиттер поступил сигнал с шумами. Разумеется, на выходе будет довольно сильно искаженная сразу догадались, что для каждого усилительного каскада в усилителе (особенно многоканальном) необходимо использовать отдельный блок питания. Во-первых, чтобы не было взаимных интерференций между каналами, а во-вторых, чтобы каждый блок можно было точно отъюстировать, настроить в соответствии с определенными для него задачами (например, зачастую на тыловые колонки работает менее мощный усилительный каскад).
Как видно из сказанного выше, очень важно, чтобы в усилителе использовались качественные комплектующие. Скажем, плохой транзистор способен легко «погубить» все пиковые значения сигнала, некачественный блок питания — внести заметные на слух искажения. Непродуманная же топография прибора и неверно установленная радиаторная решетка вообще в состоянии испортить аппарат — ведь нагревается он не слабо, а мощный многоканальный усилитель вообще можно использовать вместо электроплиты! Конечно, в нашем тесте техника с такими недоделками не встретится.
У нас представлены модели высокого класса, создатели которых старательно подгоняли каждый элемент к другому и тщательно продумывали все нюансы — начиная от применения так называемых полевых транзисторов (ток изменяется в результате действия перпендикулярного ему электрического поля, порождаемого входным сигналом), исконно считающихся одним из лучших выборов для аппаратуры Hi-Fi, и заканчивая специальными системами защиты от перегрева или иных неприятностей «из розетки». Конечно, не обошлось и без маленького «понта», такого как позолоченные разъемы, мощные винтовые клеммы, — без подобного (по все параметрам обязательного с точки зрения физики) антуража трудно представить жизнь аудио-фила.
И напоследок — для любителей легкой жизни: усилитель тяжел не потому, что так придумали вредные дяди инженеры, а потому, что в хорошем блоке питания львиная доля массы приходится на трансформатор (железный сердечник с намотанной вокруг него катушкой), который, собственно, трансформирует переменный ток. А такому трансформатору (как, впрочем, и остальным узлам) нужен радиатор, да побольше. Вот вам и пятьдесят килограммов в одном корпусе.
Как проводился тест
Источником звука в кино и в стерео, а также для воспроизведения многоканальных записей высокого разрешения послужил известный DVD-проигрыватель Pioneer DV-989AVi-S. А роль на AV-процессора было приглашено детище фирмы Sunfire — модель Theater Grand Processor 5. Фронтальная пара — Davis Acoustics DK200 SII, центральный спикер — Davis Acoustics Boston, тыловая акустика — Acoustic Research S-20, сабвуфер — Velodine (кажется, Velodyne) CT-80. Соединения выполнялись межблочными кабелями Supra и акустическими проводами UltraCap фирмы Liberty, сертифицированными THX. Проигрыватель был подключен к процессору по цифровому коаксиальному интерфейсу. Перед тестированием мы провели ручную калибровку системы с применением SPL-метра и диска «Digital Video Essentials» — сначала определили конфигурацию АС и расстояние от них до слушателя, а затем с помощью измерительного прибора выставили уровни всех каналов.
Тестируемые многоканальные усилители мощности подсоединялись межблочниками через разъемы RCA. Несмотря на то что некоторые из участников имели балансные входы, мы их не использовали, соблюдая честные правила игры. Непременным условием был прогрев каждого мощника в течение часа. Тестовый киноматериал оказался самым разнообразным: эффектный динамичный боевик с взрывами, стрельбой и автопогонями; фантастический блокбастер; историческая постановка с батальными сценами; фильм с разноплановой музыкальной дорожкой; концерт.
Что касается стерео, то непременно прослушивались записи таких жанров, как хэви-метал, электронная поп-музыка и малосоставный джаз (фортепиано, гитара и контрабас), а также классика — с обязательным сольным клавишным инструментом и скрипкой — плюс произведения, исполняемые большим симфоническим оркестром с медной секцией и ударными. Среди тестовых дисков использовались Reel 3 Pope Music Sampler и TAG McLaren audio.