Вот уже пятьдесят лет имя KEF в значительной степени является синонимом инноваций в области акустических систем. Хотя в последние годы основной заботой компании, похоже, были многоканальные домашние кинотеатры с впечатляющим дизайном, Blade выглядят как возвращение марки на вершину Hi-Fi-стерео.
Задуманная Марком Доддом и исполненная при значительном участии Джека Окли-Броуна, технологическая демонстрация проекта Blade состоялась еще два года назад. Велись разговоры о запуске модели в производство, но ничего решено не было, поскольку продуманный и дорогостоящий корпус — сэндвич из карбона и бальзы — сделал бы ее цену примерно вдвое выше, чем у рассматриваемых нами сейчас АС, а они и так тянут на 20 000 фунтов.
Все еще дорого, вопросов нет, но эта сумма уже не кажется неподъемно экстравагантной в контексте сегодняшней ситуации в сфере High End. И то, что вы получаете, — возможно, самые стильные на планете (за что отдельное спасибо промышленному дизайнеру Эрику Чану из ЕССО Design) и одни из самых выдающихся в инженерном плане колонок.
Изготовленные из формованного стеклопластика, нынешние Blade очень похожи на прототип и нисколько не утратили присущее тому очарование. Они возвышаются более чем на 1,6 м, и им необходимо располагаться вдалеке от стен, так, чтобы стать доминирующим штрихом в любом нормальном доме.
Выглядящие удивительно тонкими спереди, с литым корпусом из непрерывного ряда кривых, в профиль они и впрямь несколько напоминают мачете, но скорее можно сказать, что они похожи на крыло истребителя Второй мировой, в котором фронтальный динамик Uni-Q представляется пушкой. Тело колонки внизу поддерживается таким же элегантным постаментом, формируемым в каменной и металлической смоле для придания ему хорошей массы и устойчивости.
Коаксиальные драйверы KEF Uni-Q, похоже, были с нами с незапамятных времен, но те, что применены в Blade, сильно отличаются от предшественников. Они по-прежнему используют классическую технику размещения твитера, приводимого компактным неодимовым магнитом в центре среднечастотного динамика, а модернизация коснулась по большей части поддержания когерентного акустического фронта между излучателями ВЧ и СЧ с учетом их крепления в корпусе.
Изготовленный из алюминиевого сплава купол твитера сделан из двух частей в целях повышения жесткости и достижения широкой пропускной способности. Он нагружает диафрагму с коротким рупором и фирменным волноводом с «мандариновым» профилем, призванным обеспечить сферический звуковой фронт. Среднечастотник изменился еще значительнее.
Раструбная диафрагма, выполненная на скелетной подложке из жидкокристаллического полимера, смотрит на ребристую диафрагму из сплава лития, магния и алюминия. Она имеет внешний диаметр 95 мм, а внутренний 45 мм, так что на самом деле по форме это кольцо для образования сферического фронта, вместе с минимальным и плоским окружением. У нее крупная 75-мм звуковая катушка, обеспечивающая солидный запас по части обработки мощности.
Модули Uni-Q размещены в небольших субкорпусах, которые механически отделены от основного кабинета и акустически связаны с тщательно обработанной прорезиненной красивой подвеской. Радикальные меры приняты и для того, чтобы не отставал бас. За этот диапазон отвечают четыре 230-мм динамика с плоской 175-мм литой диафрагмой (примерный эквивалент одной 17-дюймовой модели), смонтированной на обеих сторонах непосредственно под и над Uni-Q.
Магниты расположены в крупных 115-мм катушках, специально отделенных от диафрагмы в целях ограничения пропускной способности, и динамики смонтированы попарно тылом друг к другу, так что сила их реакции уравновешивается — наследие KEF-овских 104/2 из середины 1980-х. Помимо наличия большого количества ребер жесткости, внутреннее пространство корпуса разделено, так что каждая пара НЧ-излучателей работает в половине общего объема с тыловым портом фазоинвертора.
Удостовериться в том, что Blade правильно установлены, принципиально важно с эстетической точки зрения, а потому небольшой уровень, встроенный в цоколь колонок, будет очень кстати — равно как и то, что шипы регулируются по высоте и затем запираются красивыми благородными колесиками с зубчатыми краями. Две пары акустических разъемов можно соединить по схеме bi-wiring или bi-amping, в то время как третья пара объединяет цепь.
Динамики расположены так, чтобы образовать точечный источник, что, несомненно, хорошо (и хотя в пресс-релизе написано, что это «первое в мире» подобное решение, мы помним запуск La Sphere у Cabasse еще в 2007 году). Важно и то, что все динамики сконструированы для работы в поршневом режиме.
Конечно, первое, что замечаешь после включения Blade, — потрясающая стереокартина: четко сфокусированная и точно поделенная на слои, с убедительной глубиной перспективы и аккуратной локализацией. На первый взгляд это выглядит странно или, по крайней мере, необычно — все источники звука находятся в метре от пола. И если в этом и заключается концепция «точечного источника», то мы голосуем за ее самое широкое распространение.
Хотя наилучшая звуковая картина неизбежно достанется тем, кто занимает «горячее кресло», равноудаленное от двух колонок, Blade поразительно хорошо выстраивают сцену и в других местах комнаты — если ходить по ней, то характер звука остается очень последовательным и стабильным, что на самом деле довольно удивительно при сравнении почти со всеми конкурентами.
Тональный баланс потрясающе гладок, открыт, беспристрастен и нейтрален, по крайней мере над областью верхнего баса. Первоначально мы ощутили некоторое напряжение, связанное с НЧ, но справились с этим, подвинув колонки глубже в комнату и увеличив тем самым свободное пространство перед ними.
Звуковой результат оказался крайне удовлетворительным, но несколько неудобным с житейской точки зрения. Вывод, наверное, можно сделать такой: Blade на самом деле лучше всего работают в довольно просторных залах, в идеале просторнее, чем наша комната с габаритами 4,3×2,3×5,5 м, или в тех, где использовано больше поглощающих бас материалов. Кроме того, конфигурация помещения должна быть такова, чтобы вокруг АС было достаточно пустого места.
Исключительная стерео-картина наряду с освежающе открытой манерой звучания первыми привлекают внимание после подключения АС, так что басовая часть не сразу «бросается в уши». В реальности же она глубокая, мощная и своевременная, но столь же — почти сверхъестественно — свободная от любой окраски. Таким образом, присутствие баса легко забывается — до тех пор, пока ему не предложат вступить в дело. Выберите любимое барабанное соло — с множеством барабанов и ударов — и выкрутите громкость на максимум.
А затем подойдите к колонкам и положите руки на корпус, чтобы оценить уровень вибрации. И что вы почувствуете? Ничего! Поразительная инженерная работа по нейтрализации влияния звуковых колебаний на корпус АС.
Несмотря на значительную площадь поверхности Blade, в их саунде нет никаких признаков окраски — ни порожденной вибрациями, возникающими в самом корпусе, ни вызванной внешними акустическими отражениями. Это сказывается и во впечатляющей свободе от ощущения зажатости, закрытости звучания, когда исполнители словно собираются вокруг динамиков, и в исключительно широком динамическом диапазоне, чему также способствует отсутствие компрессии. Последнее обстоятельство, в частности, позволяет акустике просто изумительно исполнять классическую музыку и хоровые произведения, где аккуратность передачи низкочастотной атмосферы имеет решающее значение в создании эффектной иллюзии.
Оценка вокальных данных колонок всегда предполагает определенную степень субъективности в суждениях и вкусах. KEF Blade, безусловно, играют немного напористее, чем обычные АС, и, как следствие, имеют тенденцию воспроизводить некоторые фонограммы даже слегка агрессивно, особенно если речь идет о высокой громкости.
Тем не менее с большинством источников и при исполнении большинства записей они звучат просто нейтрально, открыто и правильно, с великолепной согласованностью. Если у них и есть жанровые предпочтения, то это прежде всего классика, где легко оценить способность акустики обеспечить убедительные инструментальные текстуры. Но также напольники хорошо умеют работать и с роком, когда необходимо, подавая его среднечастотниками, а не басом.
KEF Blade — феномен как визуальный, так и звуковой, и они не апеллируют к каждому. Суть в том, что эти колонки — по-настоящему впечатляющее технологическое достижение, подкрепленное умными идеями, сошедшимися вместе для создания восхитительного действия во всем звуковом диапазоне. И хотя звучание в стерео — их наиболее выдающаяся и безусловная особенность, они всегда информативны и занимательны, играя музыку любых стилей и жанров, и вдобавок хорошо работают с речью и саундтреками в кино.
Совет
Важно, чтобы KEF Blade соответствовали другим компонентам и усилитель был способен выдать достаточно тока, чтобы справиться с низкоомным импедансом, который существует в басовом и средних диапазонах. Ламповые усилители на самом деле здесь не очень годятся, особенно маломощные, в том числе транзисторные модели, работающие в классе А. Найдите большой могучий усилитель и помните, что Blade лучше всего работают вдалеке от стен в большой комнате.
Плюсы
Не скучные, с отменной динамикой и прекрасно выглядящие колонки.
Минусы
Могут звучать ярко, несколько теряя в басе и с немного меньшей теплотой.
Вывод
Красивые колонки с широким динамическим диапазоном, но бас может терять в весе.
Цена KEF Blade – 1 000 000 руб.