Skip to content

Philips: Питер Вуллингс


Philips: Питер Вуллингс

История Philips в России началась в 1898 году, тогда заключили контракт на поставку угольных ламп-свечей для Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. И вот спустя 114 лет мы встретились с Питером Вуллингсом, старшим вице-президентом и главой подразделения «Потребительские товары» Philips в России и Центральной Азии.

Расскажите немного о себе, когда вы начали свою карьеру в Philips, почему вы пришли именно в эту компанию?

Я работаю в Philips уже 15 лет. В Голландии во время учебы в университете необходимо пройти стажировку. Так получилось, что я стажировался в Philips. Логично после университета устроиться в компанию, которую ты уже знаешь. Но мне вообще всегда нравился Philips, прежде всего продуктами, тем, что они выпускают. Телевизоры, аудио, видео — на этом рынке все быстро меняется, есть новизна. Мне работа с нефтяным или химическим производством была бы не так интересна. Другими словами, даже тогда, в начале карьеры, Philips была именно той компанией, где я хотел работать.

На какую должность вы пришли и как развивалась ваша карьера?

Я занимался финансами, сначала работал во внутреннем аудите. Мне повезло, потому что некоторые задачи поступали напрямую от совета директоров — тут ты понимаешь, что и как надо делать на самом высшем уровне. В Голландии я проработал чуть больше 2 лет, затем отправился в Индию. Потом был Сингапур, где я занимал должность финансового директора направления «Аудио и видео» и сделал его одним из самых прибыльных в рамках подразделения «Потребительская электроника». Затем Гонконг, опять Сингапур, а в 2009-м — Москва.

Как вы отнеслись к своему переезду в Россию?

Честно признаюсь, это самое интересное из моих назначений. Возможности, которые открываются в России, многого стоят!

Изменилась ли Россия со времени вашего первого визита?

Впервые я здесь побывал в 2006 году. Приезжал сюда время от времени по рабочим вопросам. Жить начал с октября 2009-го. Изменилось многое. Мое мнение: за это время в России появился так называемый средний класс, и под него выстроилась инфраструктура. Раньше найти нормальный ресторан в Москве было непросто. Сегодня — без проблем, их много. Более того, раньше я не мог купить свежее молоко! А я, как и все голландцы, его люблю. И выбор вина увеличился за последние пару лет… Общаясь с коллегами и партнерами, вижу, что молодое поколение стало гораздо больше заботиться о своем здоровье, нежели раньше. Считаю это позитивным изменением.

Насколько просто или сложно голландцу работать в России?

Гораздо легче, чем я думал изначально. Здесь люди прямолинейны. Если им что-то нравится, то говорят: «Мне нравится», если нет — не будут ходить вокруг да около, так и скажут: «Мне не нравится». Четко выражают свою мысль. И голландцам это свойственно, мы тоже не привыкли лукавить. Это одна из причин, почему я чувствую себя здесь комфортно. Есть, конечно, и разница в наших культурах. Например, голландцы больше дискутируют. Голландец обязательно спросит чуть ли не бабушку, дедушку, маму и папу, все ли правильно. И пока в ответ не получит: «Отлично, отлично, отлично, отлично», дело не сдвинется. В России быстро принимают решение и реализуют его.

Трудно ли строить бизнес в России?

Оказалось проще, чем я думал. Помогает то, что я больше экстраверт, чем интроверт. Мне было любопытно узнать, насколько много здесь значат личные взаимоотношения между людьми. Выяснилось, что это такой краеугольный камень, на котором строится бизнес в России. Надо встречаться с партнерами. Быть на месте не только в Москве, но ездить в Хабаровск, Владивосток, Иркутск и так далее. Однажды я там купался в Байкале и потом ходил в русскую баню. Незабываемые впечатления. Правда, Байкал оказался очень холодным озером.

Когда открылся офис в современной России?

Еще до перестройки, в 1983 году. У Philips всегда были тесные отношения с Россией. Не секрет, если бы не тот контракт в 1898 году для Зимнего дворца, может быть, и сама компания Philips не состоялась.

Сколько человек работает в офисе сейчас?

Вообще около 700 человек. В подразделении «Потребительские товары», которым я руковожу, порядка 200 сотрудников. Из них около 50 работают в регионах.

Какие функции выполняет российский офис сегодня?

В общем-то, все, что должно выполнять представительство крупной международной компании: продажи, маркетинг, трейд-маркетинг, PR, логистика, сервис. Но у локального офиса Philips в России гораздо больше свободы. Раньше, как и во всех глобальных корпорациях, штаб-квартира говорила, какие продукты запускать, а мы подчинялись, были исполнителями. Сейчас при запуске продуктов мы основываемся на предпочтениях локального потребителя. Кроме того, весь наш маркетинг, я бы сказал, локальной разработки. Мы все делаем здесь: от планирования рекламной кампании до съемки видеороликов, разработки специальных проектов.

У компании Philips несколько направлений: «Потребительские товары», «Световые решения», «Медицинские решения». Какое из направлений наиболее успешно в России?

В других странах схожая картина или в России какие-то направления развиты лучше или хуже? Подразделение «Потребительские товары» — самая крупная составляющая бизнеса компании в России, пока больше, чем другие подразделения. Если посмотреть на США, то там, например, больше развито медицинское подразделение. В некоторых странах Европы или, например, в Индии — значительные объемы приходятся на «Световые решения». Но я рад, что «Потребительские товары» в России — самый большой кусок пирога.

Почему так получилось?

Потому что в России изначально мы продавали аудио- и видеопродукцию в больших объемах, и покупателям она нравилась. Можно сказать, благодаря телевизорам и видеомагнитофонам бренд стал известным на вашем рынке.

Какое место Россия занимает в мировых объемах Philips?

Philips: Питер Вуллингс

Если говорить о потребительских товарах, то раньше мы были в десятке,
а сейчас закрепились на пятом месте. В мире! Меня очень радует этот факт.

Не так давно телевизионная часть бизнеса Philips была передана совместному с китайской компанией TPV предприятию TP Vision. Как вы организуете взаимодействие в российском офисе?

Здесь мы также отдельные организации. Но мы знаем всех людей очень хорошо и постоянно ищем синергию в работе. Пусть мы разные компании, но, например, офис TP Vision находится в том же здании, где мы сейчас с вами разговариваем. Сотрудничество плотное, это касается и выхода на рынок, и позиционирования продуктов, и их продвижения, и работы с партнерами. Продолжаем использовать ту базу, что была в прошлом, и у нас все хорошо получается — синергия не распадется и в будущем. Ведь телевизоры по-прежнему выпускаются под брендом Philips, так что логично быть вместе. В глазах потребителя мы все — Philips.

У компании Philips нет собственного производства в России, однако множество продуктов собиралось на сторонних заводах в России. Будет ли сейчас сборка (в том числе ДК и других аудио видео продуктов) перенесена на завод TPV в Шушарах (Ленинградская область)?

Нет, для локального производства аудио видео техники нет предпосылок. Это глобальный бизнес, плюсы не очевидны. С телевизорами — иное дело, там даже размер коробок другой. Им выгоднее сделать сборку ближе к месту продаж ради лучшего планирования и логистики.

Россия вступила в ВТО. Ожидаете перемен в связи с этим событием?

Нет, не вижу причин для драматических изменений. Вступление в ВТО я воспринимаю как позитивный шаг. Но для нас вопрос не в том, чтобы привезти продукт в Россию. Таможенные пошлины не так уж критичны. Главное — вывести на рынок продукт, который максимально соответствует требованиям локального потребителя. Это куда важнее для бизнеса, чем таможенные пошлины.

Делает ли Philips продукты, адаптированные к российскому рынку?

Конечно. У нас есть блендер с насадкой, которая режет кубиками. Потому что у вас есть салат оливье, куда принято нарезать продукты кубиками. Недавно представили мультиварку для приготовления каш, супов и даже пирогов. Или DVD-плееры с караоке — мы прилагаем адаптированные диски с русскими песнями. У нас есть немало продуктов сейчас, но что важнее — их будет еще больше.

Есть ли у Philips в России собственный центр разработок (НИОКР)?

Пока нет. Но в России очень высокий профессиональный уровень инженеров, я это увидел на примере нашего совместного предприятия в области медицинских решений — НИПК «Электрон». Возможно, в будущем мы могли бы сделать что-то подобное и для потребительских товаров.

Пока же давайте объясню, как у нас выглядит цикл создания товаров. Маркетинг мы делим на две составляющие: downstream (вниз по течению) и upstream (вверх по течению). Представьте себе бурную реку, и вы стоите на берегу, прежде чем зайти и поплыть. Вы изучаете, что происходит, делаете выводы, планируете, по сути, размышляете, как будете плыть, — это upstream-маркетинг. Соответственно downstream-маркетинг — вы уже плывете и управляете этим процессом. Вот и мы изучаем тенденции, проводим исследования, влияем на разработку продукта, который должен быть основан на предпочтениях локального потребителя. Получив продукт, мы имеем возможность локально разрабатывать и реализовывать маркетинговые кампании, самостоятельно выбирать стратегию продвижения на российском рынке.

Так был создан DVD-плеер с караоке, так мы попросили наш центр в Гонконге разработать дизайн для DECT-телефонов, и получилась модель Icon, которую мы представили на IFA в Берлине. Нам в этом деле проще, ведь Россия входит в пятерку стран с самыми большими объемами, к нам прислушиваются.

Тогда вопрос о российском покупателе бытовой электроники. На что он обращает внимание: функциональность, качество, бренд или что-то другое?

Прежде всего — бренд. Русские очень любят бренды. Второе — технология. Я всегда говорю, что в России проживают 140 миллионов инженеров. В-третьих, функциональность. Что продукт сможет сделать для меня? И не говорите всякой чепухи, говорите прямо! На четвертое место я бы поставил дизайн. Он тоже очень важен.

Очень важен, но на четвертом месте?

Конечно, это зависит от категории. Но все-таки для аудио видео продуктов эта четверка выстраивается таким образом. Российский покупатель — предельно рациональный. Прагматик. Он знает, что хочет, к нему не придешь с отвлеченными историями. Нужно четко доносить ключевые функции, ради чего стоит купить этот продукт.

Расскажите о планах российского офиса на ближайшие 2—3 года.

Мы уже в этом году начали развиваться в регионах и продолжим увеличивать там свое присутствие. Я верю, что есть потенциал для роста именно в регионах. Пока мы покрываем только крупные мегаполисы, но будем идти вглубь, в средние и даже маленькие города. Поскольку порядка 80% населения России живет за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а им всем нужны чайники, утюги, радио…

Вы человек, который профессионально работает на рынке бытовой электроники. По вашему мнению, какой станет техника через 5 лет?

Главный тренд — взаимосвязанность. Планшеты, телефоны, телевизоры, аудиосистемы — все будет взаимосвязано. Уже сегодня можно управлять, например, светом с планшета, в будущем это станет нормой. Не говоря уже о просмотре телепрограммы на телефоне, прослушивании музыки из одной фонотеки на всех устройствах и так далее.В малой бытовой технике тоже есть очевидный тренд — у людей стало меньше времени, а в будущем его станет еще меньше. Поэтому они будут покупать устройства, которые экономят время, необходимое для домашних дел.

Можете ли вы назвать себя меломаном или киноманом? Какую музыку слушаете, какое кино смотрите?

Пожалуй, назову себя меломаном. Слушаю и поп-стили, но особенно люблю классическую музыку. Для меня в России — рай. Поскольку мне очень нравится Чайковский и Рахманинов. И вовсе не потому, что я здесь сейчас живу. Это началось задолго до моего приезда в Москву. Кроме классики, еще слушаю джаз. Из кино предпочитаю исторические картины, о Римской империи например.

Музыку слушаете дома или ходите на концерты?

Конечно, слушаю дома, но и на концерты хожу часто, примерно дважды в месяц. Из любимых залов — Концертный зал имени П.И. Чайковского, там отличная акустика и великолепные исполнители. Очень люблю Большой театр. Я бывал в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, но качество постановок в «Большом» несравнимо лучше. Они просто невероятны!

Какая техника (телевизор, ДК) стоит у вас дома?

Телевизор Philips Cinema 21:9, и есть саундбар. Очень часто использую док-станцию Fidelio Primo. До сих пор не могу понять, как из такого маленького устройства, получается столь мощный и красивый звук. А по вечерам, когда есть время, смотрю футбол или новости на голландском. Кстати, это потрясающе, что благодаря функционалу Smart TV я могу смотреть новости и передачи на голландском, просто подключив телевизор к интернету.

Раз у вас телевизор 21:9, вам, должно быть, грустно, что Philips TP Vision приняло решение закрыть их производство?

Я его сохраню для себя. Потому что качество картинки потрясающее. Разве что поставлю новый саундбар с интегрированным сабвуфером, что мы показали на IFA (модель HTL5120. — Ред.). У него и дизайн отличный, и звучит он шикарно. Тогда моя система будет полностью укомплектована так, как мне нравится.