Skip to content

Пресс-конференция, посвященная «IFA 2013»


Пресс-конференция, посвященная «IFA 2013»

Весной 2006 года было объявлено, что выставка бытовой электроники IFA будет проходить ежегодно. Чтобы сообщить об этом, организаторы собрали на пресс-конференцию журналистов со всей Европы. Задача была выполнена, но и на следующий год решили провести такое, же мероприятие — так весенняя пресс-конференция, посвященная предстоящей IFA, стала регулярной. По ходу к участию в ней приглашалась пресса из Азии, Африки и обеих Америк, так что весенний форум стал всемирным. И проходит он непременно в каком-нибудь живописном курортном уголке Европы. В этот раз — на острове Сардиния.

Как и ожидалось, на пресс-конференции объявили, что «IFA 2013» пройдёт с 6 по 11 сентября 2013 года на том же месте, в Берлине. Если бы этим всё и ограничилось (не считая, конечно, приличествующих случаю речей), то вряд ли стоило подробно рассказывать об этом событии — хватило бы нескольких строк в новостях. Однако смысл этих ежегодных международных встреч несколько шире.

Организаторы и партнёры выставки располагают огромным массивом информации, на основе которой можно делать прогнозы о ближайшем будущем рынка бытовой электроники, о господствующих трендах. Производители предпочитают рисовать для прессы и публики несколько идеализированную картину, хотя сами остро нуждаются в объективных данных. Понятно, что исследовательские организации охотно предоставляют их заинтересованным компаниям (за умеренную плату), но на весенних IFA-встречах доступ к ним приоткрывается и для журналистов — пожалуй, именно это и является самым интересным.

Оптимизм в рамках разумного

Развитие технологий всегда было связано с экономикой, но в последние годы эта зависимость проявляется особенно остро. Вот почему доклад Юргена Бойни, руководителя отдела потребительской электроники GfK, начался с оценки экономической ситуации в Европе.

Признаки незначительного роста ВВП наблюдались в 2012 году только в Германии (+0,8%), во Франции (+0,2%) и Австрии (+0,8%), все остальные страны упали, причём больше всего Греция (-6,5%), Португалия (-2,9%) и Италия (-2%). Прогноз на 2013 год не сильно лучше: несколько замедлится спад в странах-аутсайдерах, ожидается небольшой рост в Великобритании (+0,4%).

Увеличение ВВП в Австрии предполагается на 1,0%, а в Германии — всего на 0,9%. Однако, согласно самым свежим данным, опубликованным уже после завершения пресс-конференции IFA, ситуация в германской экономике стала ухудшаться, так что даже сдержанный оптимизм может оказаться напрасным.

Одновременно с падением ВВП сокращаются доходы населения и его и способность приобретать аппаратуру. Процент людей, которые не в состоянии обзавестись даже самой дешёвой техникой, вырос за период с 2008 по 2012 год с 28 до 35% в Италии, с 19 до 28% в Испании, с 21 до 26% во Франции, с 13 до 20% в Великобритании. Обездоленных стало меньше только в Германии (23 — 19%) и в Австрии (20 — 19%). Что любопытно, число тех, кто абсолютно свободен в выборе новинок, увеличилось также только в Германии, во всех остальных странах богатых теперь меньше. Средняя по благосостоянию публика стала чуть более многочисленной только в Великобритании, Австрии и Нидерландах, во всех остальных странах она сократилась. К сожалению, таких данных по России в докладе не было.

Впрочем, реальный спрос на бытовую электронику далеко не везде и не всегда коррелируется с благосостоянием граждан. В относительно небедной Западной Европе рост продаж бытовой электроники ожидается в 2013 году всего на 1,5%, в Северной Америке — на 3,1%, в Южной Америке — на 2,7%, зато в развивающихся странах Азии — на 10%, на Ближнем Востоке и в Африке — на 13,7%. А вот развитые страны Азии упадут на 0,3%. Совершенно очевидно, что дело в разных стадиях насыщения рынка, а также базовой точке отсчёта.

Скажем, в Японии чрезвычайно высок уровень оснащённости современной техникой, а потому значительный рост невозможен в принципе — некуда расти. А где-нибудь в африканской деревне, где был всего один телевизор, появление второго означает рост на 100% — это эффект низкой базы. Понятно, почему в 2012 году наблюдался значительный рост продаж в странах Восточной Европы и бывшего СССР, в частности, в России — на 7,2%, в Казахстане — на 25%.

В целом ситуация более-менее стабильная: снижение в одних местах компенсируется ростом в других. В масштабах планеты ожидается рост на 4,1% — пусть и не много, но жить можно. Хотя на самом деле ситуация не так однозначна и проста.

Что происходит и кто виноват

Общие убытки производителей потребительской электроники в Европе составили в 2012 году 10 млрд. евро. При этом кто-то потерял больше, кто-то меньше, а кому-то даже удалось заработать. Однако прибыльность отрасли в целом продолжает снижаться, причём дело, отнюдь не, только в общей экономической ситуации и снижении платёжеспособности населения.

Как показали опросы, проведённые в 2012 году исследовательской фирмой Concentra по заказу торгового объединения Euronics, лишь 5,4% респондентов готовы сократить расходы на приобретение электроники в случае снижения доходов (для сравнения: 15,3% предпочтут отказаться от посещения ресторанов и пабов, 15,2% — будут экономить на развлечениях в выходные дни). Как полагают эксперты GfK, одна из главных причин падения прибыльности — постоянное снижение цен на технику. Например, средняя цена телевизора в Европе в 2007 году составляла 789 евро, а в 2012-м — 593 евро. Велика конкуренция? Безусловно, но на автомобильном рынке она ничуть не меньше, однако цены там растут. Так в чём же дело?

В том, что размеры бонусов, выплачиваемых топ-менеджерам во многих компаниях, увязаны не с величиной прибыли, а с долей, занимаемой брэндами на рынке (market share). Руководство компаний материально заинтересовано в том, чтобы наращивать продажи любой ценой. В итоге и получается, что объёмы продаж растут, а прибыль снижается. Ну а нам-то, покупателям, какое до этого дело? — спросят наши читатели. Ведь когда цены на технику снижаются — это замечательно!

Беда в том, что снижение прибыли компаний неизбежно приводит к сокращению затрат на создание новых технологий, к снижению качества продукции. Многие крупные брэнды всё чаще прибегают к франчайзингу — отдают не только производство, но и разработку техники под своими марками китайским OEM-производителям, оставляя у себя в лучшем случае только топовый сегмент. Причём в большинстве случаев это скрывается от публики. Между тем будущий рост возможен только за счёт инноваций, а они не способны развиваться без прибыли.

Можно ли надеяться на подъём в сфере потребительской электроники? Да, полагают эксперты GfK. Но только при выполнении нескольких важных условий: выход Европы из кризиса, продолжение роста в Индии и Китае. И чтобы не было войны.

Низвержение идола

Пресс-конференция, посвященная «IFA 2013»

Многие годы телевизионный приёмник был своеобразным «семейным тотемом»: на него долго копили, потом выбирали для него лучшее место в квартире, соответственно, он являлся главным хитом продаж, обеспечивая в докризисные годы устойчивый рост. И так было до самого недавнего времени. В 2012 году глобальные продажи всех телевизоров снизились на 6% по сравнению с 2011-м. Примерно на такую же величину сократилась и прибыль производителей.

Понятно, что это «средняя температура по больнице» и что по регионам ситуация сильно различается, да и разные виды экранов показывают разную динамику. Постоянно снижаются продажи кинескопных (они ещё производятся и достаточно популярны в отдельных странах, например, в Индии), а также плазменных моделей. Растут продажи LED и особенно Smart TV-телевизоров, увеличивается «поголовье» 3D-экранов, хотя говорить о том, что их появление стало мощным драйвером роста, не приходится.

В регионах, где переход на цифровое вещание начался недавно и пока ещё не завершился, имеется значительный потенциал роста, но там, где он стартовал раньше, а именно в Западной Европе и США, практически исчерпан. Прогнозируется увеличение продаж лишь моделей с крупными диагоналями (от 50″ и выше). Как бы то ни было, телевизор в развитых странах больше не является самым желанным приобретением.

Немалые надежды возлагаются на новые технологии — модели на основе OLED-матриц, а также экраны с разрешением 4K (Ultra HD), однако и здесь всё непросто. Что касается первых, то процент брака при их производстве всё ещё слишком велик, а это резко повышает себестоимость продукции и ограничивает продажи. Эксперты полагают, что технологические проблемы будут скоро решены, однако в ближайшем будущем этого может и не произойти — подобные недоразумения уже случались. С 4K всё ещё сложнее, главное препятствие — отсутствие общедоступного контента, необходимость в новых кодеках, тюнерах, подобающей версии интерфейса HDMI и т.д.

Между тем многие обладатели первых плоских цифровых телевизоров, купленных до 2010 года, уже сейчас чувствуют себя «отставшими от поезда», поскольку их панели не поддерживают 3D, в них не применена технология Smart TV, они не способны получать контент по сети и не обладают многими привлекательными возможностями продающихся сейчас моделей. Пора менять телевизор? Многие платёжеспособные европейцы могли бы дать утвердительный ответ, но разговоры о грядущем переходе на Ultra HD вынуждают их откладывать покупку, чтобы не остаться через пару лет с морально устаревшим аппаратом — в подобном положении потребители уже не раз оказывались. Возникает щекотливая для отрасли ситуация, когда старая техника морально устарела и нуждается в замене, а новая ещё не достигла коммерческой кондиции.

Есть ли решение этой проблемы? В компании Samsung, которая являлась одним из спонсоров конференции, уверены, что есть. Необходимо изменить подход к разработке техники, чтобы люди не откладывали приобретение нового телевизора из-за опасения, что он скоро потеряет актуальность, — полагает Микаель Зёллер (Michael Zoeller), старший директор по продажам и маркетингу европейского подразделения телевизионной и аудиотехники Samsung.

Дизайн должен быть не современным (он быстро станет архаичным), а просто привлекательным, который будет радовать глаз на протяжении всего срока службы. Недостаток UHD-контента следует компенсировать высококачественным масштабированием в самом аппарате.

Наконец, со временем, когда начнутся передачи и появятся записи в сверхвысоком разрешении, купленный сегодня аппарат можно будет обновить с помощью фирменного модуля Evolution Kit — сейчас он служит лишь для добавления к старым телевизорам функционала Smart TV, а в будущем его способности станут расширенными.

Этот инновационный подход реализован в модели Samsung S9 UHD TV диагональю 85″, впервые показанной на «CES 2013» в Лас-Вегасе. Откровенно говоря, его необычный дизайн с рамой, в которой подвешен экран, лично мне кажется излишне индустриальным. Но главная проблема в другом: его заявленная цена в США — $39999. Так что будущее уже наступило, но — не для всех.

Кстати, о дизайне. Отличить сейчас друг от друга телевизоры разных марок крайне сложно. Неудивительно, что производители, которым важно, чтобы потенциальные покупатели заметили именно их аппарат, пытаются вырваться из магического круга тонких рамок и ажурных подставок.

Компания TP Vision (совместное предприятие Philips и TPV), которая также входила в число партнёров конференции, развивает в серии DesignLine 2013 идею «парящего в воздухе» телевизора: аппарат выполнен в виде цельного листа стекла, прислоняемого к стене. Прозрачный внизу, он постепенно затемняется к верху и плавно переходит в экран, — выглядит чрезвычайно необычно и свежо. Рядом с таким дисплеем исключительно эффектно смотрится новая акустика Philips, представляющая собой шарообразный сабвуфер с прикреплённой к нему на тонком «стебельке» пищалкой.

К слову, звуковым сопровождением к телевизорам, чьи субтильные корпуса не способны эффективно излучать низкие частоты, озаботились многие. Тот же Philips обещает показать на «IFA 2013» саундбар в корпусе из дерева, выполненный в виде подставки под телевизор. Loewe (также спонсор конференции) объявила о революции в сфере звука, представив акустику 3D Orchestra с круговой диаграммой направленности. Что там революционного, я, честно говоря, не понял: это давно известная контрапертурная конструкция с динамиками, направленными друг против друга — решение, имеющее как неоспоримые достоинства, так и недостатки.

Как бы то ни было, но, согласно прогнозам, продажи аудиоаппаратуры находятся в застое, в прошлом году наблюдался рост лишь саундбаров (их продажи удвоились), наушников и гарнитур для мобильных устройств (+24%), а также техники для потокового сетевого воспроизведения (+44%). Сохранится эта тенденция и в текущем году. О технике классов Hi-Fi и High End докладчики умалчивали — вероятно, объёмы их продаж слишком малы, чтобы представлять интерес для аналитиков. Тем более что на рынке появились настоящие хиты.

Новые герои

Пресс-конференция, посвященная «IFA 2013»

В 2012 году в мире было куплено 127 млн. планшетов, а в 2014-м, согласно прогнозу, их продажи вырастут до 275 млн. шт. Для сравнения: в том же году объёмы продаж ЖК-телевизоров достигнут 224 млн. А ведь ещё есть смартфоны — в 2012-м их было продано 686 млн., а в 2014-м прогнозируется рост до 1 млрд. 164 млн. Причём речь идёт не просто об устройствах с растущей популярностью — они становятся центром новой цифровой вселенной и начинают влиять на продажи других видов техники. В частности, планшетные компьютеры «угнетают» рынки ноутбуков и телевизоров малой диагонали.

Постепенно формируется «Интернет вещей»: все большее число предметов обихода получают выход в Сеть и возможность управления со смартфонов и планшетов. Можно, например, запустить стиральную машину, уйти из дома и контролировать процесс с мобильного устройства — поддерживающие эту функциональность модели и необходимые программы уже выпускаются Samsung и концерном Bosch/Siemens.

Смартфоны и планшеты успешно заменяют пульты управления аудиосистемами и «умными домами». Они служат средством получения информации и коммуникации, обучения, социального взаимодействия, развлечения.

Создаётся целая экосистема взаимосвязанных между собой и объединённых в информационное пространство устройств. Меняются способы взаимодействия человека с машинами — появляются новые интерфейсы и сенсоры (управление голосом, жестами и т.д.).

Становится понятным, что появление Smart TV было вовсе не уловкой производителей, призванной стимулировать продажи, а естественным проявлением общего направления, в котором идёт развитие человеческой цивилизации. Впереди — дивный «умный» мир, где почти все окружающие нас вещи будут обладать интеллектом. Остаётся надеяться, что и само человечество тоже станет умнее.