Согласитесь, мало, кого оставляет равнодушным вид звездного неба. Человека всегда тянуло к звездам — к чему-то яркому, величественному, необъяснимому… Но перенесемся с небес на землю. Здесь также существуют свои звезды, а люди при случае не упускают шанса узнать о них что-нибудь интересное. Мы начинаем новый цикл, посвященный звездам мобильного мира первой величины.
А начнем, пожалуй, с той компании, для которой «звездность» характерна во всех смыслах. Речь пойдет, конечно же, о Samsung. Во-первых, само название Samsung переводится с корейского как «три звезды».
Во-вторых, сегодня Samsung по праву является мировым лидером мобильной индустрии. И, наконец, в-третьих: если присмотреться к настоящей звезде внимательнее, вы увидите, что это не просто небольшая светящаяся точка, а гигантских размеров объект с поразительной мощью и энергией. То же можно сказать и о Samsung. Держу пари, вы не представляете, насколько велика эта компания и в каких только сферах она ни производит товары. Но обо всем по порядку.
Немного истории
Театр начинается с вешалки, а история Samsung — с… риса. Да, в это трудно поверить, но факт остается фактом. В 1938 году в небольшом корейском городке Тэгу молодой бизнесмен Ли Бен Чхоль основал фирму, которая торговала рисом и рисовой мукой.
Откровенно говоря, время для предпринимательства было выбрано не самое удачное — Корея тогда являлась колонией Японии, а мир был практически на пороге Второй мировой войны. Таким образом, по одну сторону была Япония, а с другой простирался огромный Питай — необъятный рынок сбыта. Именно туда устремились основные поставки пищевых продуктов от Samsung.
Активное развитие торговых отношений позволило официально зарегистрировать непривычную для корейского уха Samsung Trading Company. Дело в том, что азиатские компании традиционно действовали только «у себя дома», не выходя на международную торговую арену. Как следствие, подавляющее большинство использовали в своих названиях иероглифы. Но амбициозные и далеко идущие планы Ли Бен Чхоля предполагали скорый выход компании за пределы Кореи, а значит, требовалось более благозвучное и понятное название.
Следующие несколько десятилетий компания занималась всем чем угодно, но только не в сфере высокотехнологичной продукции. В 1950-х пищевая торговля сделала новый виток: началась подготовка к освоению Американского континента. К тому же сработал принцип «если гора не идет к Магомеду» — американский рынок сам пришел к Samsung в лице войск США, высадившихся на Корейский полуостров. Это привело к активному росту продаж рисовой водки и пива. Тем не менее, война в Корее положила конец не только мирному времени, но и бизнесу Samsung: склады, а также основные заводы компании были сожжены и разграблены. Казалось, это конец. На самом деле все только начиналось. Доподлинно неизвестно, каким образом удалось возродить компанию к жизни.
Существует даже легенда о том, что на развалинах сожженного дома Ли Бен Чхоль нашел спрятанный ящик с деньгами, которые и вложил в новое дело. Сначала это были текстильная фабрика и сахарный завод, а позднее — страховой бизнес. Дела вновь пошли в гору, однако на этот раз неудача настигла компанию еще быстрее. Послевоенное время не лучшим образом сказалось на обычном населении.
Средний доход на душу не превышал 80 долларов, а постоянного электричества и централизованного водопровода не было даже в столице. Поэтому неудивительно, что вскоре правлению президента Ли Сын Мана, близким другом которого являлся Ли Бен Чхоль, пришел конец. Представитель власти был свергнут. «Близким друзьям» тоже досталось: главу Samsung обвинили во взяточничестве и знакомстве с опальным президентом, за что он и угодил в тюрьму.
Однако с новым президентом в Южную Корею пришли промышленные и экономические реформы. Новая власть сделала правильный вывод, что стабильная экономика должна опираться на крупные концерны. Однако создавать таковые с нуля не представлялось возможным — в тот момент был актуален принцип «чем быстрее, тем лучше». Но в таком вопросе спешка, не подкрепленная компетенцией и опытом, вряд ли привела бы к хорошим результатам.
Поэтому в первую очередь государство решило оказывать помощь самым выдающимся бизнесменам Кореи — им были предоставлены правительственные кредиты и займы. Они были обеспечены государственными заказами, при этом определенные правовые и налоговые послабления дали возможность маленьким предприятиям вырасти до обширных конгломератов. Среди удачливых предпринимателей, как вы понимаете, оказался и Ли Бен Чхоль.
На этом месте необходимо уйти в параллельные события, потому что именно они, вкупе с «президентской программой», определили дальнейшую судьбу Samsung. Настоящий прорыв в мир высоких технологий произошел в 1969 году, когда компания объединилась с японской Sanyo и начала выпускать черно-белые телевизоры. Новая компания получила название Samsung Electronics Company. Ее основной деятельностью стало производство полупроводников.
Спустя всего лишь три года новая компания пожинала плоды успеха — ее телевизоры пользовались просто бешеной популярностью. Самым главным козырем было сочетание цены и качества: при отличной сборке и высокой надежности телевизоры Samsung были действительно доступны практически каждому. А если учесть, что на тот момент похвастаться «ящиком» могли только 2% жителей страны, несложно предположить, какой эффект произвела продукция Samsung.
А теперь снова ненадолго вернемся к государственным реформам. Нам уже было сказано выше, правительство решило помочь лучшим бизнесменам в создании мощных концернов, которые затем бы стали прочными столпами экономики страны. Таким образом, были созданы 30 компаний-чеболи («чеболи» можно перевести как «денежная семья»): Samsung, Daewoo, Hyundai, Goldstar (впоследствии LG) и другие. Примечательно, что у каждой чеболи была своя сфера деятельности: у Daewoo — производство автомобилей, у Goldstar — бытовая техника, а у Samsung — электроника. Как сложилась судьба этих гигантов, знает каждый: все они существуют по сей день и успешно продолжают завоевывать новые рынки.
Samsung electronics
Мы же вернемся к главному действующему лицу. Следующие десятилетия в истории Samsung были триумфальным шествием победителя. К1977 году компания наладила выпуск первых цветных моделей телевизоров, а уже к 1979-му освоила производство холодильников, стиральных машин и начала выпускать первые видеомагнитофоны. Не то чтобы это был хай-тек, но до него оставался буквально год. В1980 году к корпорации присоединилась Korea Telecommunications Со.
С этого момента она стала производить компьютерные печатные платы, корпуса и прочие комплектующие. И спустя три года началась эпоха компьютеров: компания выпустила персональный компьютер SPC-1000, а также первой представила проигрыватель, способный считывать компакт-диски. Попутно осваивались и «дальние заставы» — открылись заводы в Англии, Таиланде, Малайзии, Китае и США, исследовательские лаборатории в Калифорнии и Токио и многое другое.
В 90-х наступила эра мобильных телефонов. И здесь мы остановимся чуть подробнее. К 1991 году корпорация уже поняла, откуда дует денежный ветер, и начала активно разрабатывать собственную мобильную телефонную систему. Приход новой технологической эпохи совпал с глобальной сменой правил управления компанией.
Основной проблемой Samsung на начало 90-х стало отсутствие единой вертикали управления. По сути, руководители подразделений проповедовали феодальный принцип: слушая приказы сверху, позволяли себе их не только обсуждать, но и не выполнять.
Соответственно, горизонтальные связи между подразделениями, а порой — и между разными отделами одного подразделения были налажены из рук вон плохо. Как следствие, страдали общие интересы компании. Проблема решилась просто: количество «советчиков», не имеющих прямого отношения к производству, сократили.
Тем временем мир был готов к полномасштабному приходу мобильной связи. Samsung приступила к выпуску надежных и доступных по цене аппаратов. Ну, кто не помнит ее знаменитые «раскладушки»! Этот форм-фактор и стильный дизайн позволили компании стать заметным игроком на зарождающемся рынке. Именно в Samsung придумали делать «раскладушки» с двумя экранами: основной — внутри корпуса и «вспомогательный» монохромный — с внешней стороны. Samsung V200 запомнился покупателям уникальным поворотным механизмом, позволившим уместить камеру в довольно тонкий корпус телефона.
Следующим витком мобильных достижений компании стали слайдеры, отличавшиеся традиционно мощной начинкой, новым форм-фактором и обширным «софтовым» функционалом.
Эти телефоны очень быстро стали спутниками многих бизнесменов и деловых людей. Примечательно, что Samsung — одна из немногих компаний, которая реально прислушивалась к мнению покупателей и старалась выполнять их пожелания. Иначе как объяснить следующий случай. В уже далеком 2000 году в мире появился первый телефон, способный работать с двумя SIM-картами.
Однако популярности на рынке он не снискал — в первую очередь из-за того, что западный рынок был преимущественно операторским. Другими словами, никто не был заинтересован в аппаратах подобного рода, кроме самих пользователей. Но, видя огромный интерес со стороны обывателей, Samsung в очередной раз поступила дальновидно и одной из первых выпустила на массовый рынок решение, получившее название Samsung D880 Duos.
Ну а дальше наступила «новейшая мобильная история».
Samsung сегодня
Подробно перечислять достижения компании вряд ли стоит — они и так у всех на слуху. Поэтому остановимся на них вкратце. Сегодня Samsung можно назвать настоящим титаном индустрии. В группу входит 21 компания. Сферы деятельности: электронная промышленность, химическая промышленность, тяжелая промышленность, финансы и страхование, строительство и даже производство судов и автомобилей. Следуя заветам, заложенным еще отцом-основателем, компания сочетает в себе уникальную смешанную форму управления, объединившую восточный «семейный подход» к ведению бизнеса и западную предприимчивость.
Интересно, мог ли предположить Ли Бен Чхоль, продавая первую партию риса в Маньчжурию, куда приведет его этот путь…