Трехслойная матрица в свое время вызвала настоящий фурор в фотографическом мире и до сих пор будоражит сознание, хотя, казалось бы, на все вопросы получены ответы.
При столь высокой цене в этой камере должно быть что-то, цепляющее до глубины души. Внешне Sigma SD1 — обычная зеркалка, ничем особо не выделяющаяся среди камер профессиональной направленности. По возможностям — тоже не рекордсмен. Во всяком случае, современные тренды фототехники — режим Live View, запись видео, творческие фильтры стилизации изображения — в Sigma SD 1 отсутствуют. И все же «что-то» в камере имеется, и это — светочувствительный сенсор.
Матрица в Sigma SD 1 — уникальная. Причем до такой степени, что любые недостатки аппарата (а у кого их нет?) начинаешь воспринимать как не более чем особенности, к которым просто нужно привыкнуть.
Практически во всех выпускаемых сегодня фотокамерах стоят матрицы с байеровской структурой. Технология их производства отлажена до совершенства, хотя нет-нет да и появляются улучшенные реализации этой концепции — с повернутыми под углом линейками фотодиодов или введением дополнительного цветного фильтра в спектральный набор.
Мегапиксельность таких матриц растет, а использование новой элементной базы и математических алгоритмов приводит к снижению шумов на изображении. И все же один фундаментальный недостаток такая байеровская конструкция имеет — в каждой точке (пикселе) изображения истинным является только один из трех цветов (R/G/B), который регистрируется в этой точке соответствующим фотодиодом.
Два других вычисляются по значениям цветов в соседних точках и являются приближенными. Вследствие этого на изображении возможно появление цветного муара, для борьбы с которым в конструкцию сенсора вводится антиалиасный фильтр, который, в свою очередь, снижает оптическое разрешение системы объектив-камера. И тем не менее абсолютное большинство цифровых фотокамер имеют сенсор байеровского типа. Но не все.
В фотокамерах Sigma используются сенсоры другой структуры — трехслойной. Эту технологию реализовала в начале века компания Foveon. Компания Sigma, начиная с зеркалки SD9 (2002), стала устанавливать в свои камеры трехслойные матрицы, а впоследствии приобрела и саму компанию Foveon.
Суть технологии Foveon X3 состоит в том, что в кремниевой пластине лучи различных цветов проникают на различную глубину и на каких-то уровнях полностью поглощаются. Матрицу можно сделать трехслойной (кстати, X3 в названии технологии на это и намекает), а каждый слой — чувствительным только к красным, зеленым или синим лучам. Тем самым в каждой точке изображения будет формироваться правильная информация по триаде цветов.
Отпадает надобность в антиалиасном фильтре и демозаичной процедуре, а следовательно, изображения должны получаться более высокого качества. Реально они таковыми и выходят. В самой компании Sigma для продвижения своих камер упор делают на более осязаемое понятие — разрешение.
В Sigma SD 1 установлен сенсор с 46 млн (!) чувствительных ячеек. Такое количество характерно для матриц среднеформатных систем. Да и специалисты Sigma утверждают, что изображения, сделанные SD1, приближаются по качеству к изображениям, получаемым с этих матриц. Не возьмусь утверждать, что картинки с Sigma SD 1 (матрица APS-С) и Hasselblad H4D-40 (44×33 мм) сопоставимы, но то, что «сигмовские» хороши и даже очень хороши — это факт, подтвержденный практически. В том числе и нашей измерительной лабораторией.
Зато с миллионами пикселей ситуация более очевидная. 46 млн — это общее количество светочувствительных элементов сенсора, но т.к. в формировании одного пикселя изображения участвуют три цветочувствительные ячейки, то размер изображения никак не может быть больше 15,3 Мпикс. Так оно и есть — максимальный размер снимка 4704×3136, т.е. почти 14,8 Мпикс. (строго говоря, даже 14 Мпикс, если полагать, что 1 Мпикс. = 1024 пикс.).
Но дело не в пикселях. По сравнению с байеровскими матрицами того же разрешения (т.е. 14 Мпикс.) структура изображений у SD 1 много лучше — они четче, чище (без артефактов) и легче «тянутся» при обработке в редакторе. Специалисты компании Sigma оценивают выигрыш по разрешению своего сенсора над байеровским как двукратный (30 Мпикс). По нашей оценке — скорее полуторакратный.
У Sigma SD 1 есть еще одна уникальная конструктивная особенность: блокирующий ИК-фильтр размещен не на матрице, а вблизи байонетного кольца камеры. Тем самым он защищает внутренности корпуса от пыли. При снятии фильтра камера оказывается чувствительной к ИК-лучам, и это сильно облегчает съемку в невидимом спектральном диапазоне.
В функциональном плане Sigma SD 1 — это квинтэссенция классической зеркальной фотокамеры. Если сказать, что эта модель — периода «до Live View», станет понятно, чего в ней нет — одноименного режима визирования, контрастного автофокуса, определения лиц и фокусировки по ним, съемки при обнаружении улыбки. Нет режимов расширения динамического диапазона (HDR), интеллектуального управления контрастом, съемки панорам в одно движение.
Записи видео, а современными зеркалками выполняют даже серьезные коммерческие проекты, тоже нет. Чтобы все это заиметь, достаточно выложить за приличную камеру лишь пятую часть от стоимости SD 1. По сути, на одной чаше весов оказалось высочайшее («сравнимое со среднеформатными системами») качество изображения, на другой — все перечисленные новомодные, но полезные в практической работе функции.
Как и во всех профессиональных фотоаппаратах, в Sigma SD 1 используются карты памяти CompactFlash. К сожалению, имеется только одно гнездо, поэтому вести одновременную запись на две карточки (на одну JPEG, на вторую RAW) не получится.
Впрочем, проблема даже не в этом — сама запись ведется медленно. Например, на карту Kingston 133×2 Гб файл JPEG полного разрешения и максимального качества (в среднем 5 Мб) записывался 6 с. RAW (50 Мб) — 23 с. Что радует, в процессе записи камера не блокируется, и съемку можно продолжать, пока не заполнится буфер. Он рассчитан на семь кадров (RAW или JPEG — без разницы).
Мы протестировали камеру в комплекте с объективом Sigma 17—50/2.8 EX DC OS HSM. Благодаря встроенному ультразвуковому мотору фокусировался он тихо, но шустро, хотя минимальное рыскание при поиске резкости иногда наблюдалось.
У фотографов сложилось двойственное отношение к оптике Sigma. На бюджетные модели смотрят скептически, но профессиональные сделаны добротно — на уровне изделий ведущих оптических брендов первого эшелона. Подобрать в обширной линейке объективов Sigma нужный комплект несложно. Но нужно понимать, что байонет в SD1 — фирменный, Sigma SA, и с таким типом крепления никто больше оптику не выпускает. Так что поснимать «цейсами» не получится…
В целом же Sigma SD 1 — это не та камера, с которой ходят на прогулку в поисках интересных сюжетов. Без сомнения, это серьезный инструмент для ответственной работы. В том числе коммерческой.
По сравнению с предыдущими моделями корпус Sigma SD1 изменен радикально — изготовлен из магниевого сплава и имеет элементы влаго- и пылезащиты. Дизайн проработан по самым высоким меркам — где нужно, имеются эргономичные приливы и обрезиненные накладки. Управление — в классическом стиле: посредством механических головок и дисков. Много командных кнопок для прямого вызова функций. Есть двухстраничное быстрое меню и информационная панель управления на ЖК-экране.
Цена Sigma SD1 от 244 000 руб.