Samsung этим летом активно примеряет шкуру внезапно разбогатевшей куртизанки. С одной стороны, компания рвет конкурентов на мобильном рынке, наличность так и плывет в южную Корею и будет плыть еще долго.
С другой – оглушительный успех компании на рынке мобильных устройств сопровождается филигранным троллингом со стороны юристов Apple, которые не устают обвинять Samsung в беспардонном копировании своей техники. И этот момент, безусловно, омрачает триумф восточной компании.
Наблюдая за судебными разборками этих двух гигантов в жаркие июльские денечки, хотелось послать кого-нибудь за пивком и попкорном – так все было интересно и смешно. Уставшие от взаимных претензий Apple и Samsung судьи стали в открытую стебаться над обеими компаниями. Особо отличился судья, который вел патентное разбирательство между Apple и Samsung в Великобритании.
Американская компания по своему обыкновению требовала запретить продажи всего, что производит Samsung на территории Англии. Но у нее ничего не получилось, потому что судья решил повеселиться. Люди добрые, сказал он, Samsung не нарушала патентов Apple на дизайн, смартфоны и планшеты Samsung не такие клевые, как iPhone и iPad, так что о воровстве идей речь тут не идет.
После оглашения вердикта суда челюсти поотвисали у обеих сторон конфликта: у Samsung – в связи с тем, что за месяцы проигрышей это первый повод обрадоваться какой-никакой победе; у Apple – от оригинальной формулировки судьи (не такие клевые, подумать только!), а также от судебного предписания, в рамках которого Apple обязали в течение полугода держать у себя на сайте баннер с извинениями перед Samsung за многомесячный патентный троллинг и признанием, что южнокорейская компания не нарушала ее патентов.
От последнего требования Apple удалось отбрехаться – компания подала апелляцию, и до ее рассмотрения предписания британского судьи можно не исполнять, но факт остается фактом, в своей победоносной пляске на остатках чести Samsung Apple впервые столкнулась с угрозой самой быть опозоренной.
На самом деле в компании, похоже, и без судейских угроз начали осознавать, что запретами продаж устройств Samsung в разных регионах мира ни себе, ни окружающим Apple хорошо не сделает. После того как «яблочной» компании удалось запретить продажи Nexus S и Galaxy Tab 10.1 на территории США, местные операторы связи завыли белугами про то, что их клиентов лишают выбора, а их самих – выручки.
Да и Samsung все эти запреты – как с гуся вода. Вон, в Германии запретили продажи 10.1, компания тут же выпустила 10.1 N, слегка видоизмененную модель оригинала – и все, судья отказался запрещать его продажи. Да и в целом судебные разбирательства – дело долгое. С момента подачи жалобы до ее рассмотрения в суде проходит больше года, и сейчас суды по всему миру рассматривают иски о запрете продаж смартфонов Samsung, большинства из которых уже и в продаже нет.
Так вот, Apple подумала и решила, что все же может оценить ущерб, который компании принесла Samsung. И цифра эта равняется $2,5 млрд.
Сумма ущерба состоит из $2 млрд, полученных Samsung якобы в результате «незаконного обогащения», $500 млн прибыли, недополученной Apple, и $25 млн в виде лицензионных отчислений (около $31 с каждого устройства). При этом Apple характеризует сумму как консервативную. В общем, компания остается верной своему репертуару и берет от жизни все.
Но Samsung как бы этого не замечает. Компания вяло отбрыкивается от обвинений в копировании, где-то даже извиняется и обещает все исправить. Но потом робким голосом первоклассника заявляет, что все эти попытки Apple ее замочить – покушение не на одну компанию, а на прогресс в целом, и что надо это прекратить. Несмотря на то, что по последним данным, опубликованным в рамках судебного разбирательства с Apple, даже Google — главный враг Стива Джобса – предупреждал Samsung, что ее продукты слишком похожи на продукты Apple, Samsung продолжает сохранять хорошую мину. И в этом ей помогают цифры.
Было бы глупо считать, что Apple развязала судебную войну именно против Samsung, потому что последняя и впрямь нарушила много патентов и поперла все идеи американской компании. Какой современный смартфон ни возьми – обязательно найдешь там что-нибудь, что Apple запатентовала, когда самой возможности реализации этого «чего-нибудь» еще не существовало.
Такова особенность патентной системы США – можно запатентовать лишь идею. Apple атакует Samsung только потому, что последняя имеет все шансы выпереть американскую компанию с рынка. И если своими судебными исками Apple рассчитывала замедлить рост влияния Samsung на мобильном рынке, то пока этот план работает плохо.
Во втором календарном квартале 2012 года (для Apple это третий квартал финансового года) южнокорейская компания вновь стала абсолютным лидером как рынка мобильных телефонов, так и рынка смартфонов. На рынке смартфонов Samsung продала вдвое больше устройств, чем Apple – 50 млн штук против 26 млн. у американской компании. Да, всем
известно, что у Apple маржинальность выше, но и Samsung за счет увеличения объемов (за год они выросли более чем на 100%) неминуемо увеличит и свою маржу.
Samsung активно перенимает у главного конкурента различные маркетинговые идеи. Перед запуском текущего флагмана Samsung Galaxy S3 в Сеть исправно сливали всякие размытые фотографии, которые упорно оставались без официального комментария, насаждались различные слухи и сплетни – в общем, нагнеталось, как моглось. И вот в конце июля стало известно, что смартфон разошелся тиражом в 10 млн. экземпляров менее чем за три месяца, что стало рекордом для компании, ведь предыдущие Galaxy до 10 млн. добирались примерно через полгода после начала продаж.
Компания явно учится и – главное – приучает аудиторию к тому, что продукты Samsung хорошо и быстро продаются. И это еще одна хорошая идея из маркетинговой стратегии Apple. При этом у Samsung нет «недостатка Стива Джобса». Это обычная, правда, очень крупная компания, которая просто делает много смартфонов. А Apple – это компания Стива Джобса, которой в октябре предстоит важный экзамен.
Во втором квартале «яблочный» гигант сумел продать 26 млн iPhone, что оказалось хуже ожиданий независимых аналитиков и ожиданий самой компании. Результаты третьего квартала неминуемо будут еще хуже, потому что белые люди будут беречь денежку на iPhone 5. И именно он станет экзаменом для Apple, ответом на вопрос: сможет ли компания быть крутой без Джобса?
Этот вопрос сейчас мучает очень многих держателей акций Apple, a Samsung… Samsung тем временем просто продает смартфоны.