Три года назад Шеньжень, в котором сосредоточена добрая половина высокотехнологичных предприятий всего мира, был похож на виртуальный город из онлайновой игры Second Life. Идеально ровные улицы с идеальной разметкой и велосипедными дорожками, вдоль которых ходят сплошь молодые люди от 20 до 25 лет. Никаких пробок, смога, бомжей и прочих атрибутов многомиллионного мегаполиса.
Все потому, что еще совсем недавно Шеньжень был закрытой экономической зоной, в пределы которой обычных граждан Китая просто так не пускали. Чтобы въехать в город, не говоря уже о том, чтобы там жить, китайцу нужно было получить специальное разрешение от работодателя. А получить его могли лишь юноши и девушки, способные к многочасовой работе за конвейером.
Жили они там же, где и работали – каждый в своем технопарке, которых в Шеньжене бесчисленное множество (одних заводов Samsung там тогда насчитывалось 13 штук). А вечером девушки прямо из-за конвейера выходили на улицу, чтобы сдаться на несколько часов, а если повезет – и до утра, в аренду любому, кто готов заплатить несколько десятков баксов. После 9 часов вечера по центральным улицам было невозможно пройти, чтобы тебя не оцепили сутенеры и сутенерши, которые передавали тебя друг другу по цепочке, когда ты переходил границы зон их влияния.
За три года многое изменилось. Шеньжень не перестал быть «особой» экономической зоной, но границы города больше не закрыты. На улицах появились пожилые люди и дети, торговцы и бездомные, кошки и собаки. Вдоль дорог и площадей выставили деревья и цветы в кадушках. Открылось бесчисленное множество торговых центров и рынков. И совсем пропали сутенеры, потому, что за них взялась местная полиция.
Вот в такой город я приехал в июне 2012-го. На улице – такая жара, что крючит пальцы. Впрочем, смартфон все равно не ловит сеть – у «МегаФона» тут нет роуминга, так, что пальцы особо и не нужны. Из Гонконга, куда мы прилетели, нас довозят на такси до китайской границы, где, пройдя таможню, мы попадаем прямо в центр огромного рынка.
Тут отовариваются гонконгцы, все товары в пять раз дешевле и в пять раз хуже (впрочем, в местном Uniqlo можно купить пару отличных маек по 400 рублей, но это все, на что меня хватило). Отсюда нас забирает служебный автобус TP-LINK, который отвозит всю нашу командировочную группу в отличный пятизвездочный отель, где, наконец, есть ванная комната, кондиционер и бассейн.
Открытый бассейн, я вам скажу, это самое главное, что должно быть в отеле. Если бассейна нет, считай, и не отель это вовсе, а так, одно название. Утром встаешь – как хорошо нырнуть в прозрачные воды бассейна! Пришел вечером после трудовой смены – и туда же, в воды! Моя девятилетняя дочь, когда выбирает новый дом для своих питомцев в Sims 3, первым делом строит им бассейн – на все деньги. Потому что чем бассейн больше, тем у виртуальных жителей лучше настроение. Было бы у меня столько денег, сколько у симов, я тоже целыми днями только в бассейне и сидел.
Впрочем, статья наша не об этом. На следующий день уже знакомый нам шофер на корпоративном автобусе отвез нас в офис TP-LINK, который находится в том же здании, что и новый завод. Новый завод работает только на экспорт, а старый теперь – только на Китай. Завод открылся в начале этого года: 118 800 квадратных метров, 4500 работников и 55 сборочных линий.
Мы были на одной из них. В принципе, все конвейеры более-менее одинаковы, но этот, я вам скажу, гораздо более одинаков, чем те, которые я видел раньше. Начать с того, что он вообще не останавливается.
Весь процесс сборки роутера, за которым мы наблюдали – от голой печатной платы до упакованного в коробку готового продукта (вместе с инструкцией на русском языке) – занимает около пяти минут. И поскольку процесс непрерывный, новый маршрутизатор сходит с конвейера каждые несколько секунд.
Не знаю, останавливается ли конвейер на ночь, но если умножить количество коробок на количество секунд и количество сборочных линий, то получается такое число, что даже не верится, неужели в мире есть столько людей, которым нужно такое количество специфических устройств? Это же не мешки для мусора и даже не картриджи к принтерам, которые нужно регулярно менять. Роутер же покупают раз в жизни! Ну ладно, раз в пять лет. Смартфоны и то чаще меняют.
Но оставим мое недоумение, переходящее в мистический ужас, и посмотрим на то, как именно проходит сборка. А проходит она так: сначала симпатичная китайская девушка достает из коробки пачку печатных плат и рассовывает их по специальным контейнерам – по две штуки в контейнер.
Контейнеры едут по движущейся ленте в огромный программируемый автомат, который нашпиговывает плату всеразличнейшими электронными компонентами, и делает он это с такой нечеловеческой решимостью, что начинаешь верить создателям саги о Терминаторах. Я не шучу: если таких роботов запрограммировать на убийство всего человечества, он расправится с Китаем за пару часов, ну и еще час на весь остальной мир.
Готовая плата выезжает из автомата, слегка дымясь от его энергетического воздействия, и тут же попадает в руки других девушек (забегая вперед, должен сразу сказать, что мужчина на конвейере был всего один, и занимался он истинно мужской работой — вколачивал пластиковым молоточком верхнюю крышку роутера в нижнюю, таким образом завершая сборку устройства). Они смотрят, все ли припаяно, как надо, обрезают ножки микросхем и наводят прочий марафет.
Затем плата тестируется на нескольких стендах. Наш канадский гид (да, в компании работает экспат из Канады, который живет в Китае уже 10 лет и, по всей видимости, неплохо там себя чувствует) уточнил, что тестируются все платы без исключения, а не выборочно, как на многих других заводах, и поэтому процент брака в TP-LINK крайне низок. Я, кстати, помню, сколько плат одного производителя, на заводе которого я был в Шеньжене в прошлый раз, выбрасывалось еще в процессе сборки, и был немало удивлен девственной чистотой мусорных ящиков на этом заводе.
Больше всего девчонок сидит уже после тестов, и занимаются они в основном всякой мелочевкой – наклеивают стикеры, закручивают винтики, вкладывают инструкции и диски с драйверами в коробки… И они совершают одни и те же действия снова и снова, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Я бы свихнулся уже через час, честное слово.
Конечно, везде тут чисто, красиво, ничем не воняет, вентиляция работает исправно, да и вообще во всем городе, где самая высокая в мире плотность производства на квадратный метр, воздух в сто раз чище, чем в центре Москвы, где в последний раз что-то производилось, кроме судебных процессов, еще при советской власти. Но ужасно скучно. Впрочем, думаю, что в сборочном цехе АвтоВАЗа вряд ли намного веселее. С той лишь разницей, что в Шеньжене куда как красивее и уж точно гораздо технологичнее, чем в Тольятти.
Затем в офисе TP-LINK нам рассказали, что компания является номером один по производству роутеров в Китае (!) и занимает одну из лидирующих позиций в этой отрасли во всем мире (а по некоторым данным так и вовсе первое). В то время как большинство высокотехнологичных компаний мира терпят убытки (даже Apple серьезно сбавила темп в последнем квартале), TP-LINK строит новые заводы, а кривая их продаж поднимается вверх с такой стремительностью, будто хочет сделать мертвую петлю.
Что еще производит TP-LINK (на тот случай, если вы не знали)? Кроме домашних роутеров это внешние точки доступа, экстендеры, беспроводные адаптеры, антенны, портативные 3G-маршрутизаторы, ADSL-модемы, Powerline-адаптеры, принт-серверы, IP-камеры, SOHO-роутеры и свитчеры, NAS-серверы, а также целый спектр профессионального оборудования, перечислять которое я не буду хотя бы потому, что не все названия могу выговорить.
О грандиозности масштабов деятельности компании говорит то, что к 2012 году (а компания существует с 1996-го) у нее уже 25 представительств по всему миру – от Австралии до Канады – и 336 официальных дистрибьюторов в более чем 100 странах. TP-LINK является самым крупным производителем беспроводного оборудования в Аргентине, Чили, Египте, Венгрии, Индонезии, Малайзии, Пакистане, Перу, Польше, Сербии, Таиланде, Венесуэле и Вьентаме, а в Бразилии, Чехии, Казахстане, Мексике, Португалии, Турции и на Украине входит в тройку крупнейших.
TP-LINK занимается не только производством готовых продуктов, но и их разработкой. Компания имеет 22 лаборатории самого различного профиля – от вибростендов и тестовых комнат для замера Wi-Fi-излучения до симуляторов квартир среднестатистических пользователей и отделов по отлову багов в разрабатываемом софте. Что это значит в переводе на человеческий язык? То, что TP-LINK имеет серьезные планы на будущее, понимая, что без собственных разработок компания не сможет стать лидером. А лидером TP-LINK стать явно хочет.
Собственно, это все, что хотело нам рассказать руководство компании. Подарив всем на прощание по новейшему портативному роутеру (который я тут же опробовал в отеле, поскольку проводной интернет там был, а беспроводного-то и не было!), менеджеры распрощались с нами — с тем, чтобы встретиться снова за ужином, где мы смогли пообщаться в неформальной обстановке. И вот что я там узнал.
Нет, никаких производственных секретов – да у компании их, похоже, и нет. Я выяснил, что в Россию и другие страны китайские главы ездят не слишком часто, предпочитая отдавать инициативу в руки работникам на местах. Что Китай, несмотря на формально коммунистический строй, постепенно становится настоящим капиталистическим государством.
Что, несмотря на закрытые в Китае сайты Wikipedia, YouTube и прочие, тут все прекрасно ориентируются в том, что происходит в мире, в том числе и в России – знают про Pussy Riot, выборы и прочие неприглядные вещи. Что женщины по-прежнему имеют гораздо меньше прав в Китае, чем мужчины, но ситуация начинает меняться – если раньше ни одна девушка и мечтать не могла о том, что она станет главой корпорации или сможет пожить за границей, то сегодня они всерьез считают, что скоро это будет в порядке вещей.
Этот пресс-тур был первым, который TP-LINK организовала для прессы. Сам факт того, что именно российским журналистам первыми показали новую фабрику, говорит о многом, и не удивлюсь, если с таким темпом, который взяла компания, через очень скоро она станет номером один и в России.