Попасть на завод компании Tannoy, расположенный в пригороде шотландского города Глазго, — мечта аудиофила. Вне зависимости от звуковых пристрастий и вкусов увидеть собственными глазами, как разрабатывается и собирается эта легендарная акустика, — редкая и бесценная удача. Сочетание собственного звукового стиля и преемственность в новых разработках — одна из составляющих философии бренда.
Tannoy — понятие уже нарицательное. Компания была основана в 1926 году и с того времени занималась самыми разными разработками, однако с первых лет основные идеи вращались вокруг звукоизвлечения и аудио-техники как бытового, так и профессионального применения. За время своего существования компания несколько раз переезжала с места на место и так же несколько раз меняла владельцев.
С 2002 года Tannoy входит в состав холдинга ТС group, являясь единственной структурной единицей, производящей в том числе и домашнюю аудиоаппаратуру. Остальные участники, например известная ТС Electronic, занимаются профессиональной техникой.
За счет такого положения вещей Tannoy стали доступны все технические наработки других компаний, входящих в холдинг. В настоящее время профиль производства фирмы можно разделить на три направления — домашняя акустика, акустика профессиональная, в том числе рассчитанная на озвучивание больших пространств, и акустика встраиваемая.
Таким образом, встретить продукцию именитого производителя можно и в домах меломанов, и в студиях звукозаписи, и в офисных помещениях, театрах, концертных залах и отелях. Но для меня, думаю, как и для многих других меломанов-аудиофилов, Tannoy — это, конечно же, акустика с динамиками Dual concentric, которые являются основной звуковой конструкцией производителя, а также базисом для большинства моделей акустических систем.
В разработках домашней акустики компания перекрывает практически все ценовые диапазоны, при этом разработчики стараются во все без исключения модели заложить свои узнаваемые фирменные черты и характерное звучание. Технологии, отработанные в старших моделях, внедряются в производстве младших. Вся продукция разрабатывается в Шотландии одной командой, без использования чужих материалов или технологий. В компании Tannoy немало сотрудников, работающих с 70-х годов, а почти половина персонала трудится здесь больше 20 лет.
Головное производство и штаб-квартира с 1976 года располагаются в маленьком городке Коатбридж, в пригороде Глазго. Конечно, здесь производится далеко не вся акустика — тут располагается центр разработок, завод полного цикла, выпускающий профессиональную акустику, также здесь изготавливаются верхние модели коаксиальных динамиков и собираются верхние линейки домашней акустики.
Производство корпусов для «домашних» линеек в настоящее время выведено в Польшу, и в этом, к слову, компания Tannoy не одинока. Производство же младших бюджетных линеек и инсталляционной акустики давно осуществляется в Китае. Вопрос сегодня скорее стоит не в том, где расположено производство, а в том, как оно организовано, как построен контроль качества и прочие составляющие.
От посещения основного производства в Коатбридже остались только положительные впечатления. Сразу видно, с какой тщательностью, аккуратностью и вниманием к деталям работают сотрудники компании, хотя на сборочных линиях нет какой-то сверхсовременной автоматизированной техники. Впечатляет количество используемых контрольных измерений для каждого собираемого динамика. Соблюдение всех технологических нюансов, многоэтапный контроль качества и замеры параметров тут возведены в ранг культа.
Основной тон в разработке звучания домашней акустики компании задает один человек — Пол Миллс. Именно он в ответе за звук Tannoy на протяжении вот уже многих лет. Человек с «коаксиальным слухом», как уважительно шутят над ним коллеги.
Компьютерного моделирования в компании не используют. Сначала по некой родившейся идее изготавливается прототип, а после он проходит множество доработок и промежуточных измерений. Конечно, это процесс муторный и трудоемкий, как бы мануфактурное, ручное производство звука. Вообще акустику Tannoy простой назвать нельзя. Несмотря на долю субъективизма в процессе разработки, компания использует массу необычных запатентованных технологий и приемов как в производстве динамиков, так и в изготовлении корпусов или кроссоверов. Также огромное значение уделяется используемым материалам и компонентам.
После детального знакомства с производством мне представилась возможность увидеть и услышать новые разработки компании. Первая новинка, точнее целая линейка — акустика Precision. В линейку входят полочники 6.1, небольшие напольники 6.2, старшие напольники 6.4 и акустика центрального канала 6С. Линейка построена на основе 6-дюймового коаксиального динамика с дюймовым высокочастотником.
В низкочастотной секции используются 6-дюймовые динамики с бумажными диффузорами с алюминиевым покрытием, а в старшей модели — динамики в сочетании с такими же по внешнему виду пассивными резонаторами. Корпуса акустики отделаны шпоном и покрыты многослойным лаком. Напольные модели имеют массивное основание, снабженное регулируемыми шипами-опорами. Также напольные модели имеют специальную полость, которая может быть частично или полностью засыпана минеральным наполнителем для улучшения демпфирования и акустических свойств в целом.
Исходя из состава линейки будущий владелец может построить как стерео, так и многоканальную систему. По итогам прослушивания этой акустики можно сказать, что для кино она подойдет очень неплохо — мощный, напористый, может быть, даже самоуверенный звук с хорошей наполненностью и басовой поддержкой. В плане музыки такая подача скорее подойдет для насыщенной современной музыки, начиная с тяжелого жанра и заканчивая музыкой танцевальной. Проект получился весьма амбициозным. В этом сегменте конкуренция очень высока, но разработчики этого не боятся и надеются занять свое законное место.
Следующая новинка — модель Defenition DC10A. В этой линейке пополнений не было давно, а представленная акустика очень интересная. Использованный 10-дюймовый коаксиальный динамик с 2-дюймовым твитером — практически тот же, который стоит в модели Kensington серии Prestige. Но в остальном есть существенные отличия. Корпус выглядит абсолютно современно и может вписаться практически в любой интерьер.
Конструктивно он стал тяжелее, в том числе за счет металлического основания с регулируемыми шипами. Колонки получили другое акустическое оформление — два фазоинвертора расположены на задней стенке корпуса, который в нижней своей части имеет полость для засыпки демпфирующим минеральным наполнителем. Также нет привычных для серии Prestige регулировок кроссовера, да и сам кроссовер разрабатывался специально под эту модель.
Внутренняя проводка изготовлена из монокристаллической меди, на входе установлены разъемы WBT Nextgen 24k. В комнате прослушивания мы сравнивали звучание этой новой акустики с моделью Kensington. Фирменный почерк узнается сразу, но Defenition DC10A показалась мне более динамичной, детальной и аналитичной. В звуке удачно сочетаются студийная точность с изяществом и музыкальностью.
И еще одна новинка — киловаттный сабвуфер с двумя 12-дюймовыми басовиками, выпущенный в серии Defenition. Стоит упомянуть и два новых сабвуфера TS2.10 и TS2.12 с динамиками размером 10 и 12 дюймов соответственно. Эти модели — одни из самых мощных и тяжелых в своем ценовом диапазоне.
А в 2013 году ожидаются изменения и в серии Prestige — модели как таковые останутся прежними, но будут доработаны конструкция и внешний вид акустических систем.
Управляющий директор Таппоу Андржей Сосна, впрочем, как и многие, с кем мне доводилось разговаривать ранее, совершенно не скрывал, что ситуация на рынке сейчас не самая простая. Но на проблемы в глобальной экономике производители аудиоаппаратуры никак повлиять не могут, залог преодоления сложных периодов — в сочетании качественной продукции и хороших партнеров во многих странах мира, а также в постоянной и вдумчивой работе над модельным рядом, в сохранении своего звука.
Хотя и при соблюдении всех условий просто никогда не бывает. Например, за прошедшие 15 лет Tannoy существенно снизил свое присутствие на рынке профессиональных мониторов — сейчас на нем во многом востребованы максимально дешевые решения, а сделать вариант дешевый и одновременно остаться в рамках своих представлений о качестве звука сложно. Сам по себе сегмент рынка профессиональных мониторов изменился за счет массового возникновения маленьких домашних студий со скромными запросами к качеству и потребностью в бюджетных решениях.
Таким образом, сегодня основным по объемам продаж для компании является рынок инсталляционной акустики. В США, например, на эту категорию приходится примерно 70 % от общего объема продаж. Значительная часть этой продукции используется не в домашнем сегменте, а при оборудовании различных нежилых помещений. Собственно, с этого Tannoy и начинал свою историю. Не зря в 40-х годах прошлого века в Англии каждый репродуктор на столбе назывался «танноем» — компания обеспечивала системами оповещения всю страну. Ну а теперь не отстает и на мировом рынке.