Всё последнее десятилетие главная в Европе выставка потребительской электроники является неиссякаемым источником оптимизма — вне зависимости от кризисов и прочих перипетий экономики она демонстрирует постоянный рост арендуемых площадей, числа экспонентов и посетителей, а также заключённых в её ходе сделок. Секрет такой стабильности хоть и прост, но довольно труден для повторения — это работа организаторов IFA на опережение, обеспечиваемая интеллектуальной поддержкой серьёзных исследовательских организаций.
Субъективный фактор в управлении всегда важен, но в нынешние непростые времена — особенно. К сожалению, жизнь даёт тому не только положительные, но и отрицательные примеры вроде крутого пике одного очень известного производителя коммуникационной техники, устроенного его топ-менеджером. Но с IFA такой номер точно не пройдёт, по крайней мере, в обозримом будущем.
По сравнению с прошлым годом площадь выставки выросла на 2% и достигла 145000 м2, число экспонентов — примерно на 4% (всего 1493 против 1439 в прошлом году). Некоторым крупным арендаторам не хватало места в экспоцентре, и они выносили специальные мероприятия для прессы за его пределы (так поступил, в частности, Samsung, устроив презентацию «умных» часов в центре Берлина).
Увеличилось и число посетителей — до 240000, причём более половины из них прибыли на IFA в целях бизнеса. Похоже, выставка постепенно приобретает деловой, профессиональный характер, что оказывает определённое влияние и на содержание экспозиции. Так, многие производители не стали откладывать представление своих новинок до выставки и показывали то, что уже есть в магазинах. Некоторые стенды представляли собой обширные закрытые зоны для дилеров и лишь небольшие площадки — для прессы и всех остальных посетителей. И это можно понять: маркетинг и продвижение продукции, безусловно, важны, но продажи — важнее.
Вероятно, именно благодаря упорным бизнес-усилиям мировой рынок потребительской электроники должен вырасти, по мнению исследователей, на 2,8% и достичь суммы — € 836 млрд. Причём рост должен произойти главным образом благодаря инновациям. Постараемся понять, каким именно.
Ultra HD на IFA 2013
Знакомство с главным трендом последнего времени, на успех которого уповают многие разработчики домашней электроники, мы начали ещё в начале года на «CES 2013» (американском аналоге IFA). Сразу несколько крупных компаний представили там телевизоры, способные показывать картинку сверхвысокой чёткости — Ultra HD. За прошедшее с тех пор время новый формат обзавёлся поддержкой ещё большего количества брендов и заметно окреп. Более того, телевизоры с разрешением матрицы 3840 x 2160 уже можно купить в магазинах.
По мнению аналитиков, ещё до конца этого года во всем мире будет поставлено примерно 57 тыс. аппаратов Ultra HD общей стоимостью порядка $314 млн. Много это или мало? Для сравнения: по оценке исследователей, только в одной Европе в этом году будет продано порядка 59 млн. LCD-телевизоров.
Кстати, долгожданные панели OLED уже тоже продаются (в Германии, США и других развитых странах), вот только их путь к прилавку занял не 6 месяцев, как у аппаратов Ultra HD, а добрых 5 лет — что называется, почувствуйте разницу. Причина столь бурного развития UHD очевидна.
Для производства экранов сверхвысокого разрешения используются обычные LCD-панели, только увеличенные по площади вчетверо, здесь нет проблем ни с малыми размерами ячеек (ахиллесова пята плазмы), ни с высоким уровнем производственного брака (слабое место OLED-технологии). Да и преимущества Ultra HD в долгих разъяснениях не нуждаются — увеличенное разрешение матриц сулит невероятно чёткую картинку.
Правда, при условии, что на Ultra HD-телевизоре будет показываться видео в столь же высоком разрешении, но такого контента сейчас крайне мало. Более того, большинство имеющихся в продаже 4K-моделей способны принимать лишь видео 1920 х 1080. Такой материал, прошедший масштабирование до 3840 х 2160, будет, безусловно, восприниматься более гладким и слитным, но вот насчёт реального повышения чёткости возникают серьёзные сомнения.
По самым оптимистичным прогнозам экспертов, массового прихода контента, снятого в разрешении не менее 3840 x 2160, придётся ждать лет пять. Вдобавок необходимо решить ряд технических проблем, связанных с передачей и хранением столь «массивных» потоков данных. С технической точки зрения ничего неразрешимого здесь нет (в частности, уже принята спецификация HDMI 2.0), проблема в другом: все эти разработки потребуют немалых затрат, которые могут лечь непосильной ношей на плечи производителей, чьё финансовое положение и без того весьма непросто.
Тем не менее ни одна компания, так или иначе связанная со съёмкой или показом видео, не осталась безучастной к новому тренду. Иногда этот порыв приобретает довольно необычные формы. Например, Acer представил Liquis S2 — первый в мире смартфон с поддержкой видеозаписи в 4K. Вероятно, подобные устройства скоро появятся и у других брэндов, занятых в сфере мобильной электроники. Однако самые горячие страсти кипели, конечно же, на стендах ключевых производителей телевизоров.
Samsung отличился анонсом ЖК UHD-панели с изогнутым экраном, которая будет производиться в диагоналях 65 и 55 дюймов. И если увеличенное разрешение этих экранов уже не является эксклюзивом, то вогнутая форма — результат немалых усилий со стороны разработчиков. Кстати, 55-дюймовые изогнутые OLED-панели Samsung во время выставки уже продавались в берлинских магазинах по €8 тыс., но — с разрешением Full HD.
LG не отстаёт в установлении мировых рекордов — представила самый большой изогнутый Ultra HD-телевизор. Его матрица 77″ создана на базе органических светодиодов, изготовленных по фирменной технологии WRGB. Суть её — в дополнении классической RGB-триады четвертым субпикселем белого цвета. Нечто подобное уже применялось в мобильной технике, но в телевизионной — впервые. Следует заметить, что на такой внушительной диагонали вогнутый экран действительно создаёт ощущение панорамного кинотеатра. Эффект присутствия заметно усиливается, поскольку периферическое зрение фиксирует куда больше деталей на краях кадра, чем на обычном плоском экране.
Ещё один «первый в мире» вогнутый телевизор представила Sony. Правда, в отличие от аппаратов Samsung и LG разрешение его LED-матрицы 65″ не превышает Full HD, но именно благодаря относительной простоте её изготовления модель KDL-65S990A может стать самым доступным «гнутым» телевизором. Цена в США уже известна — $4 тыс. В моделях сверхвысокой чёткости в огромном зале, занимаемом Sony, недостатка тоже не было. В частности, представили новую серию X8 с пассивной SD-технологией.
К снижению цен (и, соответственно, увеличению продаж) стремятся и другие производители. Так, Toshiba показала 58-дюймовый LCD Ultra HD-телевизор серии M9 — в Европе он будет продаваться за €3 тыс., в то время как его старший собрат размером 84″ обойдётся уже в €20 тыс. Текущие цены в немецких магазинах выше почти в два раза, так что стоимость 4K-моделей снижается достаточно быстро.
Было бы странно, если бы во всеобщей гонке телерекордов не поучаствовал Panasonic. Заявкой на лидерство стала LCD-модель WT600 — первый телевизор, оснащённый интерфейсом HDMI 2.0. Данная спецификация была официально представлена буквально за несколько дней до открытия IFA. Она предусматривает увеличение пропускной способности с 10,2 до 18 Гбит/с, что означает возможность передачи сигналов Ultra HD с кадровыми частотами 50 и 60 к/с.
Также предусмотрена одновременная работа с 32 звуковыми каналами и долгожданная поддержка видео 21:9. Радует, что, по заявлению HDMI Forum, имеющиеся в продаже кабели Category 2 полностью совместимы с новой версией интерфейса. Вернувшись к UHD-телевизору Panasonic WT600, отметим, что его медиаплеер, web-браузер и онлайн-сервисы рассчитаны на показ контента с реальным разрешением 4K, да и о высококачественном масштабировании разработчики тоже позаботились.
Страсти по контенту
На волне всеобщего воодушевления стандартом 4K на второй план отошёл злободневный вопрос: а что, собственно, на новых телевизорах смотреть?
Программы эфирного телевидения (в том числе и цифрового) у нас, как и во многих других странах, передаются в архаичном формате стандартной чёткости 576i. Установив спутниковую тарелку или подключившись к продвинутому кабельному оператору, можно заполучить до двух десятков каналов, вещающих в Full HD, но если вы живете не в Токио, то шансов увидеть даже тестовую спутниковую трансляцию в Ultra HD у вас нет, и, осмелимся предположить, в ближайшие годы не будет. Диски с записями в 4K, как вы уже догадались, в магазинах тоже отсутствуют и в обозримом будущем не появятся.
Что же остаётся? Правильно, отправляться в Сеть. Там видео в 4K действительно имеется, и его можно скачать. Но по большей части это уже изрядно примелькавшиеся на выставках деморолики. О контенте, доступном в 4K на YouTube, разговор вообще особый.
Дело в том, что пиксельные размеры картинки напрямую никак не характеризуют её качество. Простой пример: вы можете взять фото 3640 x 2160 и зажать его в файл JPEG объёмом 15 Кб. По числу пикселей оно будет по-прежнему соответствовать 4K, а по детализации не дотянет и до скриншота с древней видеокассеты. Так что степень «сверхчёткости» каждый поставщик интернет-контента устанавливает сам, в соответствии со своим чувством прекрасного и шириной провайдерского канала.
Конечно, ситуация не безнадёжна. Sony запустила в производство Ultra HD-плеер, который будет продаваться с несколькими фильмами, хранящимися на HDD, и возможностью получения новых.
Samsung совместно с американским интернет-кинотеатром Netflix отлаживает систему передачи действительно качественного видео по Сети, а LG разрабатывает эфирные технологии. Но счастливые обладатели первых панелей Ultra HD должны быть готовы к тому, что ещё достаточно долго основным «кормом» для их телевизоров будут в лучшем случае все те, же диски Blu-ray и «срезанные» с них файлы MKV. Безусловно, облагороженные продвинутыми процессорами, но все, же раскрывающие далеко не все возможности нового стандарта.
Секреты аутсорсинга
Мы уже писали, что главная проблема отрасли — постоянное снижение цен на аппаратуру, призванное стимулировать продажи. В итоге многие крупные компании, занимающие солидную долю рынка, оказываются убыточными. Отчасти это связано и с нынешней глобальной экономической моделью, построенной на идее обязательного роста — большинство современных производителей не способны существовать в условиях стагнирующего, то есть не растущего спроса.
Первые попытки решить эту проблему начали предприниматься ещё в 90-е годы прошлого века, когда стартовал массированный перенос производства в Китай. Но сейчас и этого недостаточно: расходы на разработку аппаратуры и её выпуск на собственных фабриках оказались при нынешних ценах на технику слишком велики. Поэтому процесс пошёл дальше: многие бренды стали практиковать аутсорсинг. Смысл его в частичном или полном отказе от разработки и производства продукции и передаче их крупным азиатским OEM-предприятиям. По сути, это сдача в аренду или даже полная продажа своих брэндов мало известным широкой публике компаниям, обладающим определёнными технологическими и промышленными мощностями. Все эти сделки держатся по понятным соображениям в секрете.
Пожалуй, единственное исключение — Philips, который открыто проводит все реорганизации. В прошлом году было объявлено о создании совместного с компанией TPV предприятия TPVision — ему были переданы все структуры, которые занимались разработкой, производством, логистикой и маркетингом телевизоров Philips.
К концу этого года произойдёт ещё один трансфер — к японской корпорации Funai перейдёт практически весь бизнес подразделения Philips Lifestyle Entertainment (аудиотехника, как домашняя, так и портативная, бытовая видеоаппаратура, DECT-телефония, аксессуары).
Грешным делом подумалось: а не наносит ли себе компания ущерб такой открытостью? Может быть, следовало действовать, как и все, молча? (Этот наивный вопрос мы задали руководителю Philips Lifestyle Entertainment г-ну Вибо Ваартесу — возможность пообщаться с ним появилась на выставке.)
— Думаю, полная ясность о происходящих в нашей компании изменениях исключительно важна — мы всегда были открыты для своих акционеров и общества в целом. А происходит вот что.
Подразделение Philips Lifestyle Entertainment в полном объёме войдёт в состав корпорации Funai как совершенно самостоятельное бизнес-предприятие. Изменится лишь его владелец, а вот организационная структура, менеджмент, сотрудники, включая разработчиков, производственная база — всё останется прежним. И я буду боссом (улыбается). Ничто не должно измениться и для потребителей нашей продукции. Так что не вижу причины скрывать всё это от публики.
Почему не создали совместное предприятие, как TPVision — в сфере производства телевизоров?
— Возможны разные бизнес-модели. В данном случае была выбрана именно эта, но суть остаётся одна — взаимовыгодное сотрудничество двух компаний, призванное сделать их деятельность более эффективной. При этом «наполнение» брэнда Philips — его огромный технологический потенциал, богатый опыт разработок и производства — остаются. Для меня самое важное — сохранить команду разработчиков и дизайнеров. Люди, создающие сейчас технику Philips, продолжат заниматься этим и дальше. В частности, будет развиваться линейка аудиотехники Fidelio — её новейшие модели очень популярны на выставке. То же самое произошло и с TPVision — бизнес-модель иная, но смысл тот же.
Какой смысл Funai приобретать ваше подразделение?
— У этой компании исключительно сильные позиции в Японии, США и Мексике, однако в других странах её рыночная доля невелика. Напротив, Philips Lifestyle Entertainment действует глобально и занимает значимое положение практически на всех региональных рынках, включая российский — у Funai даже нет представительства в России. И в ассортименте практически отсутствует современная высококачественная аудио-техника, так что приобретение Philips Lifestyle Entertainment позволит расширить и географию продаж, и производственную программу. А для нас, как уже говорил, это возможность сделать бизнес более эффективным и прибыльным.
В нынешней экспозиции компании не наблюдалось каких-либо признаков того, что технику под маркой Philips разрабатывают какие-то другие люди с иной культурой и другими представлениями о прекрасном. Причём это касалось и продукции TPVision, которая никоим образом не «вываливалась» из общего контекста Philips, а также аудиотехники, занимавшей немалую часть павильона. Более того, было представлено множество новых моделей, интересных не только своими концепциями и исполнением, но и как вариант решения некоторых важных проблем, которые стоят и перед другими производителями.
Первая из них — найти оригинальный облик своей продукции: когда значительная часть техники выпускается по аутсорсингу, клонирование дизайнерских решений становится практически неизбежным. Сохраняя команды разработчиков, Philips успешно решает эту задачу — его аппаратура по-прежнему несёт на себе узнаваемые черты своего европейского фирменного стиля.
К примеру, новые премиумные модели наушников Fidelio, в частности, L2, головные телефоны серий Frames и CitiScape могут показаться на первый взгляд неброскими и даже скромными. Однако стоит только взять их в руки, и сразу понимаешь, насколько добротно и «дорого» они сделаны и из каких качественных материалов. Это очень по-европейски: наушники не привлекают внимания, но доставляют владельцу истинное удовольствие от обладания. Тем более что их звучание способно удовлетворить самых требовательных меломанов.
Наиболее сложно подчеркнуть свою уникальность при разработке телевизоров — тенденция к уменьшению толщины рамок практически не оставляет дизайнерам места для самовыражения. Новая серия DesignLine абсолютно оригинальна — телевизор становится самостоятельным и очень сильным элементом интерьера (особенно в силу фирменной системы подсветки Ambilight), и именно модели этой серии делали павильон Philips на «IFA 2013» особенно уютным.
Представленные на выставке UHD-телевизоры 900-й серии (65PFL9708 и 84PFL9708) уже успели получить множество лестных отзывов от европейских экспертов. Кроме «модного» разрешения 3840 x 2160, они характеризуются трёхсторонней системой Ambilight, улучшенной технологией LED-подсветки Micro Dimming Pro, фирменным видеопроцессором Ultra Pixel HD, который не только обеспечивает наилучшее масштабирование сигналов Full HD до UHD, но и способен повысить качество показа видео в 4k. Ещё одна особенность серии, система SmartTV, развитию которой СП TPVision уделяет самое пристальное внимание, дополнена облачными сервисами Cloud TV. Как видим, даже следуя модным трендам, можно сохранять свою индивидуальность.
Властители тёмных залов
Несмотря на постоянный рост диагонали ТВ-панелей, проекционная техника продолжает энергично развиваться. И это не удивительно, поскольку по соотношению размер экрана/стоимость аппаратуры проекторам нет равных. Самую внушительную коллекцию новых моделей представила Epson — чего стоил один только огромный панорамный экран, картинку на котором одновременно формировали 12 топовых инсталляционных аппаратов EB-Z10000, развивающих световой поток по 10000 ANSI лм каждый и способных «сшивать» единое изображение без помощи внешнего процессора.
Новым лидером домашней кинотеатральной линейки Epson стал EH-TW9200, пришедший на смену модели EH-TW 9100. От предшественника он отличается новой диафрагмой, позволившей увеличить динамическую контрастность почти в два раза — до 600000:1, а также умением повышать кадровую частоту не только плоского, но и 3D-изображения.
Кроме того, аппарат способен принимать видеосигнал по беспроводному каналу, однако используемая при трансляции технология Wireless HD в России пока не лицензирована.
Стандартная проводная версия проектора в комплекте с двумя парами радиочастотных 3D-очков будет продаваться у нас по цене его предшественника — порядка 110 тыс. руб. На смену чуть более доступной модели EH-TW8100 приходит аппарат EH-TW7200. Он также оснащён высококлассным объективом Fujinon и при достаточно мощном световом потоке 2000 ANSI лм обеспечивает динамичесий контраст 120 000:1. Его рекомендованная цена порядка 80 тыс. руб.
Ещё одна хорошая новость. В Full-HD-коллекции Epson появилась недорогая модель EH-TW5200, отлично подходящая не только для просмотра кино, но и для игр. Аппарат создаёт картинку с контрастностью 15000:1 при цветовой яркости 2000 ANSI лм и поддерживает специальный игровой режим с очень низкой временной задержкой. Ко всему прочему, он на редкость экономичен — в режиме низкого энергопотребления лампы хватает на 6000 часов работы. До нас EH-TW5200 доберётся в ближайшее время, стоить он будет примерно 40 тыс. руб., правда 3D-очки придётся покупать отдельно.
В сегменте проекторов HD Ready тоже произошли заметные перестановки. На смену «четыреста восьмидесятому» пришла модель EH-TW490 с цветовой яркостью 3000 ANSI лм и контрастностью 12 000:1. Она единственная в своём классе поддерживает коррекцию трапецеидальных искажений по двум измерениям и может комплектоваться Wi-Fi-модулем.
Курс на демократизацию
Секретами стратегии Epson по развитию техники для домашних кинотеатров с нами поделилась Мадлин Колсон (Madlyne Colson) — европейский продакт-менеджер по проекционным системам.
Ключевой тренд сейчас — это, конечно же, 4K. Разрешение больших ТВ-панелей растёт, и Epson тоже активно работает над технологией 4K/Ultra HD. Но пока у сверхвысокого разрешения имеется серьёзная проблема — отсутствие контента и источников для его воспроизведения. Сейчас зрителям в основном показывают изображение, полученное масштабированием сигналов Full HD. Именно по этой причине мы не пытаемся бежать впереди паровоза, однако очень скоро тоже представим модели с поддержкой нового формата. Тем более что по нашему мнению, 4K — это прежде всего мир действительно больших экранов, то есть наш мир.
Есть и ещё одно перспективное направление развития проекторов для домашнего кино. Речь идёт о доступных аппаратах, компактность и высокая яркость которых делают их подходящими для работы в любых условиях и любом световом окружении. Кроме того, они должны быть более дружелюбны к простым пользователям и не отпугивать их. У таких систем действительно есть шансы заменить часть ТВ-панелей в жилых квартирах.
Одним словом, наша цель — демократизация домашних проекторов и успешная конкуренция с панелями по всем фронтам — в просмотре кино и телепередач, и особенно в компьютерных играх.
Ну и конечно, помимо улучшения основной технологии 3LCD, мы активно работаем над альтернативными способами создания картинки — отражающими матрицами, лазерами и т.п. Уже совсем скоро зрители смогут оценить результаты этой работы.