Ситуация на мировом рынке планшетных компьютеров личном мне напоминает русскую народную сказку про вершки и корешки. Где компания Apple – тот самый мужик, который знает. В какое время гожа нужно собирать вершки, а в какое – корешки, а целая куча ее конкурентов условный медведь. Который во всем стремится копировать действия мужика. Пыжась при этом в два раза сильнее, но всегда выбирая не то.
Почему так? Вроде бы и в Samsung, и в Motorola, и в других компаниях, которые методично пытаются создать убийцу iPad, работают не самые глупые инженеры, маркетологи, программисты. Вроде бы ни одна из этих компаний не экономит на рекламе и на материалах, из которых изготавливает свои устройства. Но как бы ни старалась Samsung, продажи Galaxy Tab не идут ни в какое сравнение с продажами iPad, a Motorola хоть и опровергает слухи о том, что ко второму кварталу производство Хоот закончится по причине вялого спроса на него, но и не рапортует о знаковых достижениях в этой области.
Возможно, когда этот номер окажется у вас в руках, Motorola и подведет итоги, но тут к гадалке не ходи – вряд ли их можно будет назвать впечатляющими. И, как это ни печально признавать, скорее всего, в этом году у Apple iPad 2 не появится достойного конкурента, после 2 марта этого года решительно все участники рынка поняли, что им нечего предложить. Samsung бросилась размножать свою планшетную линейку и удешевлять ее чуть ли не себе в убыток, Google – закрыла код Android 3.0 на неопределенный срок, хотя уже анонсировано и даже продается несколько планшетов на этой системе. Motorola же распространила информацию о разработке собственной веб-ориентированной мобильной операционной системы.
Тут еще имеет смысл напомнить о нехилой панике, поднятой в связи с вредоносным кодом в Android Market, о криках недовольных разработчиков, которые во многих случаях вполне справедливо наезжают на Google за наплевательское отношение к их правам, а также (и это самое главное) на которая не то что не снижается, а очень даже напротив – все больше становится приложений, конфликтующих с аппаратной начинкой устройств. Иными словами, Android пока крайне сырая и дырявая. Причем часть ее болезней рискуют перестать быть возрастными и превратиться в хронические, если Google – как бы ей этого ни хотелось – не пойдет на компромисс и не наступит чуть-чуть на горло собственной философии открытости, зафиксировав ключевые компоненты своей ОС.
Какой же вывод можно извлечь из сложившейся ситуации? Напомню: Apple с начала года по конец марта, по разным оценкам, успела продать от пяти до восьми миллионов iPad обоих поколений. Конкуренты, продвигающие Android-планшеты, сходные с iPad по функционалу и цене – скромно отмалчиваются, хотя уже пора бы объявить какие-нибудь хорошие новости для инвесторов, перейти от обещаний к их исполнению. Как же так получилось, что Apple опять взяла правильные корешки, а всем остальным пока достаются только никчемные вершки?
На мой взгляд, одна из ключевых причин этой ситуации заключается в том, что планшеты – это не смартфоны. Ведь смартфон – это прежде всего мобильный телефон. У него есть конкретная, весьма полезная ключевая функция. Она по умолчанию делает продажи, и в этом смысле у Android вполне себе хорошие шансы против iOS и всех остальных. В первую очередь это устройство звонит, а потом уже дает некий дополнительный набор функций, который каждый пользователь выбирает сам для себя: то ли он купит iPhone, то ли метнется в сторону НТС, то ли купится на железную мощь аппаратов Samsung. Но какая ключевая функция у планшета?
Я думаю, много лет назад Стив Джобе сотоварищи начали разработку iPad именно с этого вопроса. Потому что это самый сложный вопрос, когда речь заходит о планшете: сделать так, чтобы он не оказался никчемным и дорогим куском железа, какими стали представители первого поколения Windows-таблеток. Наполнить планшет смыслом, если хотите. Совершенно точно: Apple выпустила iPad в 2010 году не потому, что им надоело разрабатывать айподы и айфоны, а потому что она была целиком и полностью готова к успешному выводу на рынок подобного устройства.
Можно сколько угодно пенять на магию бренда, на зомбирование поклонников Apple по всему миру, на удачные рекламные ходы и прочую нужную, но все же второстепенную мишуру. Все это едва ли сработало бы, если бы Apple просто сделала ноутбук без клавиатуры или iPhone-переросток и выбросила бы его на рынок. Отполированная до идеальной чистоты экосистема Арр Store, прикормленные и заинтересованные в работе с Apple разработчики, готовые обеспечивать магазину регулярное обновление контента, iTunes, из которого можно покупать и качать музыку, сериалы и кино. Ну и, конечно, десятичасовая батарея, чтобы все это могло работать достаточно долго. Вот что в результате заставляет миллионы людей покупать iPad.
А теперь вернемся и посмотрим на Android. Есть ли у этой системы хотя бы намеки на то, что Google планировала делать что-то подобное? Строить такой же вот механизм? Нет, конечно, потому что Android – это просто отличная открытая платформа, и все. Google может и готова отвечать только за ее работоспособность. A Samsung может сделать качественное устройство на этой прекрасной системе. И не более того.
Незадолго до анонса iPad 2 у кого-то еще были сомнения в том, что новое поколение может быть воспринято не так восторженно, как первое, как раз из-за того, что вокруг становилось все больше и больше двухъядерных суперпроизводительных конкурентов. Аппаратное превосходство – вот на что надеялись участники рынка, сравнивая свои устройства с iPad 2. Как выяснилось, зря, потому что Apple снова сделала адекватную рыночной ситуации железку, к которой приплюсовалось прежнее превосходство iPad.
Android вызывает все больше сомнений, iOS -все меньше, даже несмотря на кучу ограничений, которыми она пестрит. Вот и вся рыночная ситуация. И это тот самый секретный ингредиент, который есть у Apple и которого нет у других. И пока «другие» не найдут способ создать ему достойную альтернативу, Apple так и будет идти на несколько шагов впереди всех и собирать самые вкусные вершки и корешки.